Как уже писал "АиФ" в N 32, наводнение на юге России показало: власть оказалась бессильна перед стихией. А ведь сценарий развития событий мог быть совсем иным: грамотная организация спасла бы жизни людям, деньги бюджета, урожай, имущество... В Германии ту же беду встречали цивилизованно - рассказывает наш специальный корреспондент.
15 августа, 10 утра. Обербургомистр Магдебурга объявляет в городе чрезвычайное положение. По телевизору и радио передают названия районов, жители которых до 20 часов 17 августа должны оставить свои дома. Расписано все до мелочей: жители какой улицы переезжают в какую школу, что взять с собой, куда звонить в том или ином случае.
От моего дома до Эльбы - метров 500. Я и многие немцы с близлежащих улиц устремляемся к реке. Люди отрешенно смотрят на бурлящую воду. Старику, стоящему рядом, 75 лет, он живет один в соседнем доме.
- Вы помните 45-й год? - обращается он ко мне. - Тогда перед воздушными налетами тоже объявляли, что надо покинуть дома, собрав только самое необходимое.
Я войну помню по кинофильмам и книгам. Но в последние часы не покидает ощущение, что она совсем близко. По телевизору и радио, из громкоговорителей полицейских машин звучат слова военного времени: эвакуация, наступление воды, сохраняйте спокойствие. Лаконично тревожные, как с фронта, сводки о затопленных городах. На улицах - грузовики с солдатами, спешащими на сооружение дамбы. По городу проносятся машины "скорой помощи" с завывающими сиренами. Открыты пункты по оказанию психологической помощи.
16-17 августа. Уровень воды в Эльбе растет. В сборные пункты люди несут матрасы, раскладушки, одежду, еду. Сотни добровольцев вышли на строительство защитных сооружений. На улицах - горы мешков с песком, которые можно использовать для защиты от воды. Разумеется, бесплатно.
18 августа. Звоню приятелю - он живет в районе, который будет затоплен. На первом этаже. "Привет, настроение бодрое. Идем ко дну. Переехать есть куда, вот только дочка вцепилась мертвой хваткой в свои куклы, а жена в любимые платья. А моя коллекция марок? Со всем жалко расставаться".
19 августа. В Германии бюрократическая машина работает неторопливо. Но в чрезвычайных ситуациях все меняется. Система начинает действовать оперативно и эффективно. Пострадавшие от наводнения без проволочек получают матпомощь. 500 евро - на жизнь, 2000 - на ремонт дома и покупку мебели. Буквально на следующий день после ухода воды начинаются восстановительные работы. Бульдозеры убирают слой ила. Строятся дороги. Ремонтируются здания. Картины из находившейся в районе наводнения Дрезденской галереи стали показывать желающим через день после того, как спала вода.
Ночь с 19 на 20 августа была решающей: затопит город или нет? Дамба уцелела. Как теперь выяснилось, большую помощь городу оказал канал, который вырыли пленные французы в 1885 году для защиты от наводнения. Так что в определенном смысле можно сказать, что помощь пришла из прошлого.