Примерное время чтения: 6 минут
163

Как нам отПИАРить Родину

"ПРЕЗИДЕНТ Путин, позаботьтесь, чтобы... молодые русские смогли грезить о девушках и водке вместо того, чтобы и дальше подыхать на полях сражений..." "Угнетают мерзость запустения в провинции, разруха в воинских частях, безнаказанность, с которой милиция, таможня и чиновники вымогают деньги..." "Убийцы не стесняются убивать политиков..." Так на днях писали о России ведущие западные газеты: "Ди вельт", "Дейли телеграф" ,"Нью-Йорк таймс". Такой Россию и воспринимают в мире. Между тем негативный образ страны оборачивается для нее колоссальными убытками.

"ПОПРОСИТЕ любого за рубежом закончить фразу "русский - это..." Вы услышите, что русский - пьяница, варвар, бандит", - говорит известный политтехнолог, президент агентства "Новоком" Алексей Кошмаров.

Самые громкие скандалы последних лет так или иначе связаны с "русской мафией": отмывание денег через Бэнк оф Нью-Йорк, дело А. Тохтахунова, якобы подкупавшего судей на Олимпийских играх. "Западный" криминал стыдливо затушевывается (как это было с недавними корпоративными скандалами в Америке), чужой столь же тщательно раздувается. Свежий пример: "Вашингтон пост" сообщила, что золото "Аль-Каиды" талибы вывозили из Афганистана самолетами... русского бизнесмена.

Кремль вербует губернаторов

РЕЦИДИВЫ холодной войны обходятся очень дорого, и это понимают во власти. "От внешнего имиджа России зависит инвестиционная привлекательность страны, - сказал нам помощник В. Путина и куратор Информационного управления Президента РФ Сергей Ястржембский. - И здесь нельзя ждать "у моря погоды". Позитивный имидж страны не сложится сам собой. Он зависит от информации: о том, какие действия предпринимают президент и правительство, какова ситуация во власти и экономике, гуманитарной сфере, наконец, о том, как ведут себя россияне за рубежом, а в первую очередь - у себя дома".

В Кремле выстраивают стратегию по "продвижению" новой России. Для граждан упор делается на популяризацию госсимволики - как "визуального образа страны". Для внешнего употребления предлагается выжать максимум из празднования 300-летия Петербурга, на которое съедутся сотни важных гостей со всего мира. Есть и такая идея: отправить на ближайший инвестиционный форум в Бостоне наших "молодых" губернаторов - выходцев из крупного бизнеса. "Именно они, уже имеющие опыт и управленцев, и чиновников, лучше других могут донести до Запада понимание того, что такое нынешняя Россия и как западным инвесторам с ней работать", - считает С. Ястржембский.

Welcome to Russia!

МНОГИЕ страны агрессивно занимаются собственной раскруткой. Чаще всего - для привлечения туристов. Наши крупные города напичканы щитами, заманивающими в Турцию. Красочный клип о Турции не сходит с экранов ТВ. То же и в мире. По Си-эн-эн крутят ролики о Сирии, по Би-би-си - о Словакии и ЮАР. Соединенные Штаты создают целое рекламное агентство при президенте Дж. Буше, с полномочиями на уровне Совета по нацбезопасности. Американцев крайне беспокоит, что их страну стали недолюбливать не только в третьем мире, но и в союзнической Западной Европе.

Опрошенные "АиФ" имиджмейкеры сошлись на том, что и нам нужна национальная программа по улучшению образа России. "Его можно скорректировать, если делать акцент на достоинствах страны и не педалировать неприятные темы, - говорит руководитель компании "Никколо М" Игорь Минтусов. - Первое направление - туризм. Во-вторых, активной рекламой своей страны должны заняться наши посольства за рубежом. В-третьих, нужна филигранная работа с иностранными журналистами в России. Нужно ненавязчиво давать им положительные информационные поводы, чтобы те писали не только о Чечне".

"Конечно, устраивать по старинке Дни российской культуры за рубежом - дорого и неэффективно. Все это, как правило, превращается в большую пьянку нашей делегации, - считает А. Кошмаров. Но возможны и другие формы. Скажем, физики всего мира знают нобелевского лауреата Жореса Алферова. Можно попросить его год-другой поездить по миру с лекциями о России и российской науке вместе с группой молодых ученых, которые будут завязывать контакты".

Деньги, вложенные в раскрутку страны, окупятся, утверждает руководитель агентства "РИМ" Игорь Писарский: "Каждый пункт рейтинга инвестиционной привлекательности приносит России миллиарды долларов. Возьмем крупнейшую нефтяную компанию "ЮКОС". Аналогичная ей фирма, работающая в стране с более солидной репутацией, стоит в 3-4 раза дороже. И если г-н Ходорковский вложит, например, 100 млн. долл. в рекламу положительного образа России, то капитализация его детища может возрасти на миллиард". А всего, по оценкам экспертов, глобальная кампания по "отмыванию" образа России займет от 3 до 20 лет и потребует от 1-1,5 млрд. долл. в год.

Мифы и мифотворцы

ЭЛЕКТРОННЫЙ "Johnson`s Russia List" (несколько выпусков в день) - сборник того, что печатается на английском языке о России. Обычные темы, помимо политики: водка, наркотики, мафия, коррупция, проституция.

ОБРАЗ России надо улучшать в первую очередь в тех странах, где он плох. Но еще важнее улучшить его внутри самой России. Наше ТВ - загадка. После сюжета о туберкулезе в российских тюрьмах, будьте уверены, нам покажут праздник цветов - но в Риме. Как можно 10 лет подряд про дивный Приморский край, прекрасный Владивосток сообщать одно плохое? Уж не заказ ли это - уменьшить капитализацию тамошних предприятий, недвижимости, земли?

Образ нашей страны в российских СМИ и ее внешний образ взаимосвязаны. Десятки авторов из России пишут "за бугор", всегда чутко зная, чего от них там ждут. Ради безотходного производства это же печатается и дома - благо "пипл хавает". Самую черную чернуху для западного ТВ снимают также российские операторы.

Напомню хулителям новой России, что последние 30 лет при Советах СССР закупал зерно в Америке, ныне же свое некуда девать. Другой факт. Число пользователей Интернета в России на декабрь 2001 г. оценивалось в 18-19 млн. Во Франции на тот момент было менее 16 млн., в Испании к маю 2002 г. - 7,9. Вот такая у нас "разруха".

Александр ГОРЯНИН, публицист, автор книги "Мифы о России и дух нации"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно