Примерное время чтения: 4 минуты
112

Подайте на малое дело

Если послушать наших чиновников и экономистов, то получается, что вся экономика России зависит только от нефти. Неужели в такой великой стране нет ни собственных мозгов, ни бизнесменов, умеющих "делать деньги"?

Эдуард К о р м е л и ц ы н, Екатеринбург

НЕ ВСЕ так плохо. Пока чиновники и олигархи говорят о глобальных проблемах отраслей, предприимчивые люди потихоньку делают свое дело. Одни заработали капитал на полиэтиленовых упаковках, другие наладили собственное производство молочных продуктов, третьи стали делать качественную мебель. Малому и среднему бизнесу для развития не хватает лишь средств...

Найди меня

В ПОСЛЕДНИЕ два года на рынке услуг стали пользоваться спросом консалтинговые компании, сводящие тех, кто нуждается в деньгах, с инвесторами. "В России появились свободные деньги, - говорит Николай Меркин, начальник департамента прямых инвестиций финансово-инвестиционной компании "Лидинг". - Но вместе с тем встал вопрос: куда эти деньги вкладывать? К нам приходят научно-исследовательские институты, небольшие фабрики по производству шоколадных конфет и просто обыкновенные бизнесмены из Москвы, Красноярска, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга. Причем вложить-то чаще всего надо немного: от 10 тысяч до 3 миллионов долларов максимум".

Полтора года назад в Пущино открыли заводик бытовой химии по производству нового средства для мытья посуды. Стоило оно в три раза дешевле заграничных аналогов. Компания вложила 400 тыс. долл. Сейчас у маленького производства годовой оборот вырос до 1,5 млн. долларов, а население охотно раскупает российскую жидкость. В этом году к инвесторам обратился изобретатель-бизнесмен Георгий Голенко, разработавший отечественные телевизоры не с плоским, а с объемным изображением. Дело было за малым - изготовить образец. Этим занялось НПО "Астрофизика" за 10 тыс. долл. Инвестиции сделали свое дело: сейчас производство модернизированных экранов разрабатывается.

Институт спектроскопии в Троицке и Институт молекулярной биологии разработали новый биосенсор - прибор, определяющий концентрацию любой биоактивной жидкости. Для того чтобы запустить в продажу этот прибор, надо было найти 900 тыс. долларов. Институты свели с одной финансовой корпорацией. Они объяснили инвесторам, что прибор можно использовать экологическим службам, в пищевой и фармацевтической промышленности. Необходимые деньги дали.

Консалтинговые компании рассматривают в неделю по 5-6 заявок, из них отбирают максимум одну. "Мы работаем два года, годовой оборот нашей компании - 28 млрд. руб., - рассказывает Николай Меркин. - 10% от этого мы инвестируем в заинтересовавшие нас проекты".

Риск потерять деньги, конечно, есть. По американской статистике, где уже давно инвестируют в малый бизнес, на ранних стадиях производства процент риска более высокий. Но обычно из 10 компаний обязательно находится 1-2, которые окупают все остальные не очень прибыльные проекты.

Деньги - в еду

"ОСНОВНЫЕ отрасли, привлекающие инвестиции на сегодня, - говорит Алексей Моисеев, аналитик инвестиционной компании "Ренессанс Капитал", - это торговля и общепит (50%), затем идут металлургия и пищевая промышленность. Совсем недавно начали вкладывать в стройки, недвижимость. Стала очень инвестиционно привлекательна деревообработка. Все это мелкие вложения - в среднем миллион долларов. Крупных проектов за этот год было всего три. 200 млн. долл. инвестировали в Сыктывкарский ЦБК и в две пивоваренные компании - "Балтика" и "Браво".

"Инвестиций за последние годы больше не стало, - говорит Владимир Тихомиров, аналитик инвестиционной компании "Никойл", - однако изменилась их структура. Конечно, миллиардных проектов не много. Но если посмотреть внимательнее, то мы можем увидеть: точечных некрупных инвестиционных проектов от 1 до 10 млн. долл. становится все больше. А на эти деньги в нашей стране можно развить производство, открыть новое дело, даже построить завод".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно