Хотелось бы услышать мнение серьезного музыканта: не идет ли все к тому, что масскультура окончательно выживает классическую музыку? Лет через сто в Большом зале Консерватории люди с благоговением будут слушать очередного Витаса, а студенты-музыканты - сдавать экзамены по теме "Творчество Кати Лель"?
Л. Г у д а л о в а, Рязань
ОТВЕЧАЕТ пианист и дирижер сэр Владимир АШКЕНАЗИ:
- ДУМАЮ, что эти опасения имеют под собой достаточную базу. Как показывает история, большинство людей всегда предпочитало идти по легкому пути. В том числе и по отношению к искусству. Гораздо легче слушать вальсы Иоганна Штрауса или поп-звезд, потому что процесс восприятия этой музыки - если ее вообще можно назвать музыкой - не требует никаких усилий, ни умственных, ни духовных. Да и эмоции она затрагивает самые примитивные. Это культура для ленивых, мы называем ее down-market.
Я не думаю, что мир изменится до такой степени, что то небольшое количество людей, интересующихся серьезным искусством в любых его формах, вдруг исчезнет. Не скажу, что в будущем к классической музыке потянутся миллионы. Пусть это будет одна сотая процента всех людей, им по-прежнему будет дорого настоящее искусство, имеющее вечную ценность. Должны же быть люди, для которых существование в этом мире не ограничивается примитивными процессами - есть, спать и слушать попсу.