ПОХОЖЕ, процесс чеченского урегулирования входит в завершающую фазу. Хотя мало кто надеется на всеобщее успокоение. А пока в Гудермесе и Москве прошли съезды чеченского народа. И там, и там высказались за принятие Конституции, учреждающей пост президента. К сожалению, для широкой публики осталось за кадром то, что, например, происходило в Гудермесе.
А посмотреть было на что - количество военных в городе превышало в тот день 20 тыс. человек. Съезд проходил фактически на фоне двоевластия, когда днем власть принадлежит федералам, а ночью - боевикам. Грозный по-прежнему лежит в руинах, а количество сбитых вертолетов за последнюю кампанию приблизилось к 40.
В этой ситуации Кремль окончательно поставил на г-на Кадырова. Именно его сторонники составят основу чеченской милиции, а стало быть, будут основательно вооружены. Но, как считают эксперты по Чечне, делать ставку в этой республике на одного человека - значит попасть от него в зависимость. Чеченцы, чей менталитет построен на преданности своему роду, не воспримут человека из другого рода. Жизнеспособная модель для них - парламентская республика, как в Дагестане. Такое мнение прозвучало и на съезде в Гудермесе от одного известного российского политика. Но сторонники г-на Кадырова его осудили, а сам глава администрации сделал предположение, что москвич (не чеченец) сам хочет стать президентом Чечни.
Остается напомнить, что г-н Кадыров подружился с Москвой на почве неприязни к ваххабизму, и хорошо, если это поможет дружить и дальше. Но насколько прочен такой союз, можно судить по реплике сына г-на Кадырова, которую он бросил московскому гостю: "Вы что, хотите, чтобы мы ушли в горы?.." Надо полагать, что эта угроза станет реальной, если глава чеченской администрации по какой-то причине не станет президентом.