Примерное время чтения: 6 минут
152

Можно ли набить дырявый мешок?

НАША армия - нищая. Мы всегда это знали. Но по-настоящему поняли почему-то, только когда увидели президента великой державы в обшарпанном подъезде дома, где жил командир лучшего в мире атомного крейсера "Курск".

ПРЕЗИДЕНТ немедленно потребовал увеличить расходы на оборону - на треть. Страна, оглушенная страшной гибелью и страшной жизнью военных, его поддержит. И депутаты, скорее всего, тоже.

Для справки: оборона - и так самая большая статья бюджета (после внешнего долга, конечно, но внешний долг - разговор особый). В прошлом году, например, военные получили положенные 93,7 млрд. руб. И еще почти 15 млрд. сверх того. Статья была перевыполнена на 16%!

Подстатья того же военного бюджета - расходы на заграничные командировки - была в том же 1999 году перевыполнена в 2,2 раза. Например, Косово. С июля по декабрь прошлого года Министерство обороны командировало туда 60 военных чиновников для всевозможных проверок, оказания помощи в размещении, оценки обстановки, сбора информации и других задач. Чиновники пробыли там в общей сложности 340 дней (то есть каждый примерно по 4, минус день отъезда - день приезда) и получили суточные в общей сложности 49,3 тыс. долл. (в среднем больше чем по 800 на брата). В тот же период в том же Косово с теми же целями и обязанностями (проверки, оценка, оказание помощи) постоянно работала оперативная группа из 13 человек - военнослужащих Генштаба, штабов видов Вооруженных сил, воздушно-десантных войск и центральных управлений Министерства обороны. Они тоже получали зарплату и суточные.

Случались командировки и в менее горячие точки, зато в более жаркие. За последние два года 259 генералов и офицеров центрального аппарата Минобороны отдохнули с женами за рубежом за счет оборонного бюджета. Это официальные данные Счетной палаты РФ. И далеко не единственная история.

История на 10 млн. рублей

ЭТИ ДЕНЬГИ были выделены на квартиры для военнослужащих 201-й мотострелковой дивизии, выведенных из Душанбе. Собирались приобрести жилье в Саратове, Воронеже, в подмосковной Ивантеевке и городе Кохма Ивановской области.

Чиновник Министерства обороны подполковник Дедков подписал договор с ЗАО "Промстройинвест". "Договор нигде не зарегистрировали, - рассказывает аудитор Счетной палаты Владимир Ульянов, - даже документы, подтверждающие, что у ЗАО "Промстройинвест" такие квартиры есть, не спросили. Деньги - почти 10,5 млн. рублей - перечислили. Больше того, подполковник Дедков подписал акты приемки на все 61 квартиру".

Из 61 семьи вселиться удалось только 35. Остальные квартиры оказались заняты. Бросились проверять. Выяснилось, что, например, 26 квартир в Саратове, которые подполковник Дедков (если верить акту) благополучно получил, "Промстройинвесту" вообще не принадлежали. В них уже жил кто-то другой.

Кто-то живет еще минимум в 32 квартирах, за которые заплатило Минобороны.

История на 10 млн. долларов

"И ТОГДА я сказал: "Рви зуб без наркоза. Все равно сил терпеть больше нет". Эта кровавая история была рассказана мне попутчиком в поезде, кадровым офицером, чуть за двадцать, готовящим пополнение для Чечни где-то в районе Полярного круга. Однажды у него заболел зуб. К ним в часть врач заезжал по какому-то сложному графику: один раз в долгой череде полярных дней и ночей. Дальше в этом рассказе были длинные километры пешком по тундре. В соседнем городке медпункт тоже закрыли. В райцентре врач был, но не оказалось анестезии. И тогда он решил рвать так...

По данным Счетной палаты выходит, что чаще всего Минобороны закупает именно стоматологическое оборудование. Фирма "Сименс", например, еще три года назад поставила 17 комплектов на 2,1 млн. немецких марок. Два года спустя их начали монтировать. В течение 1999-го смонтировали первые девять. Остальные восемь по сей день хранятся на складе. "Сименс" стало невмоготу, и зам. генерального директора господин Райснер попросил Минобороны выплатить им деньги за монтаж и установку. Военные все деньги отдали и акты подписали. В том числе почти 40 тысяч марок за монтаж аппаратов, к которому пока никто не приступал.

В войсковой части города Кимры на складе в 44 ящиках хранится немецкое зуботехническое оборудование. Еще 48 ящиков лежат на центральном медицинском складе. Эта лаборатория стоила 1,1 млн. долларов и была куплена аж в 1996 году. Пока не распаковывали: решается вопрос, куда все это ставить.

Еще на одном военном складе в 313 ящиках года три и тоже временно лежит фармацевтическая линия, за которую было уплачено 6,3 млн. долларов и 50,6 млн. руб. Тогда, три года назад, два замминистра - начальник строительства и расквартирования войск А. Соломатин и начальник тыла Вооруженных сил В. Исаков - подчеркнули "важность задачи по созданию уникального медицинского комплекса". На момент прибытия ревизоров из Счетной палаты монтаж аптечной линии не начинался. Оказалось, что здание еще не построили. Гарантийный срок по качеству оборудования - 18 месяцев со дня поставки - истек полтора года назад.

Тайна Мальчиша-Кибальчиша

ПОСЛЕДНИЕ лет пять Россия борется за прозрачный бюджет, чтобы налогоплательщикам не было мучительно больно. Поэтому все бюджетные деньги в стране перемещаются по системе федерального казначейства. Все, кроме денег Министерства обороны! По крайней мере, до начала этого года военные категорически отказывались просвечивать свой бюджет. "Военная тайна!" - делали они страшные глаза. И это вызывало уважение. А после гибели "Курска" перестало.

Одну страшную военную тайну, помните, знал Мальчиш-Кибальчиш. И что он там такое скрывал?

Может быть, некоторые военные тайны не помешало бы знать и нам? Например, о том, как Министерство обороны спасало от кризиса собственный "Банк поддержки Вооруженных сил и оборонной промышленности", вбухивая туда деньги, предназначенные для Специального фонда социальной защиты военнослужащих.

Или о том, как те же чиновники торговали оружием. В утвержденном государством перечне было одно, а на продажу шли переносные зенитно-ракетные комплексы, противотанковые управляемые ракеты и автоматы АКС. Причем до 10% от этих сделок забирали себе посредники - "Росвооружение" и "Промэкспорт". А однажды оружие даже сменяли на финское сливочное масло и сыр. И почти 50 тонн того сыра скушало ООО "Экспортлайн".

Или самую страшную военную тайну - сколько получает и чем владеет министр обороны. Он - единственный, кто еще ни разу не показал "АиФ" свою декларацию о доходах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно