Примерное время чтения: 7 минут
240

Агата Кристи и ее клоны

СОВЕРШЕНО преступление. Полиция не в силах его раскрыть и уже готова развести руками. Но тут появляется маленький толстый человечек с огромными усами или старушка - "божий одуванчик". Преступник разоблачен и ждет правосудия. Конечно же, вы догадались, что речь идет о героях Агаты Кристи - Эркюле Пуаро и мисс Марпл.

По популярности романы писательницы на втором месте после Библии. А 15 сентября у королевы детектива юбилей - исполняется 110 лет со дня рождения.

Долгое время литературных двойников у Кристи не было. Пока не появилась Александра Маринина, которую нарекли второй Агатой Кристи. Хотя детективщиц у нас сейчас хоть пруд пруди: Дашкова, Полякова, Андреева, Шилова, Донцова... Но королевой русского женского детектива стала именно Маринина. Может, у нее действительно есть что-то общее с Кристи?

C дуба...

НАЧНЕМ с того, что взгляды на детектив у Кристи и Марининой совершенно разные. Первую интересовала не логика преступника, а раскрытие преступления. Книги Марининой, как она утверждает, "о мотивах, которыми люди руководствуются, когда совершают преступления".

В романах королевы детектива убийство всегда происходит по вполне конкретным причинам - месть, борьба за наследство, и никогда преступник не оказывался сумасшедшим - Кристи свято следовала уставу своего Клуба детективов: случайности не должны помогать сыщику, преступник не должен оказаться сумасшедшим. Прибегать к безумию, говорила Агата, - прием небогатый. Его используют лишь тогда, когда писатель запутал узел событий, а распутать уже не в состоянии.

Что же касается романов Марининой, то никогда еще в классическом детективе не было такого засилья сумасшедших, маньяков, наркоманов и фанатичных сектантов. Думается, мысль насчет "запутать узел" - это и есть случай Марининой: нестыкующиеся сюжетные линии у нее практически всегда сходятся в одной точке: "убивец" - сумасшедший. Но при чем тут тогда мотивы? И так ведь ясно, что буйнопомешанные прекрасно убивают и без них, мотивов этих... Для Марининой, как для человека, пять лет изучавшего преступника с аномалиями психики и защитившего кандидатскую по теме "Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива" (и не выговоришь-то!), писать книги, что называется, "с дуба" как-то несолидно.

Анатомия успеха

УВЕРЕНА, какой-нибудь литературный критик скажет об Агате Кристи: "Метафоры ее банальны, а описания лишены красок и эмоций". Действительно, языковыми красотами стиль писательницы особо не отмечен. Но ее романы переведены на 103 языка, и продано их полмиллиарда экземпляров. Несмотря на плохой язык. И этим многое сказано.

Уверена я и в том, что многие поклонники Марининой в негодовании от этой статьи скажут: "Если в книжках Марининой все так плохо, то почему ее столько народу читает?" Действительно, марининские книжки-малютки читают везде, где только можно присесть, или хотя бы привстать на одной ножке. Романы ее переведены на 13 языков (по крайней мере, я насчитала столько, и в их числе - португальский, японский и даже корейский) и разошлись только в России 15-миллионным тиражом. Несмотря на все ляпы. И этим сказано тоже многое.

Так что же такого особенного есть (или нет) в романах Агаты Кристи и Агаты Кристи 2, если их книги пользуются такой популярностью? Чем "цепляют" читателя эти в принципе обыкновенные женщины?

Первое. В произведениях писательниц присутствуют постоянные, "кочующие" герои - Пуаро, мисс Марпл, Каменская. Если мы увяжем это с общей человеческой любовью к стабильности, получим разгадку популярности Марининой и Кристи. Это как любимый сериал.

Второе. Их романы дают отдых. "Незамысловатый язык не заставляет думать, - говорит директор научно-библиографического центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Юрий Фридштейн. - И у Марининой, и у Кристи нет подтекста, поэтому их книги не западают в душу, их не надо потом "прокручивать" в голове. В условиях современной перегруженности человека информацией это огромное достоинство".

Третье. Человека всегда привлекает таинственное. У Кристи постоянно пропадают вещи, трупы, героев Марининой посещают видения и т. д. Поэтому читатель постоянно испытывает напряжение и хочет побыстрей узнать: так кто же убил? Хотя на самом деле большинство догадывается, какова будет развязка.

Четвертое. Писательницы не стараются "давить" на читателя интеллектом своих героев. Пуаро - всего лишь отставной полицейский. Мисс Марпл вообще все преступления раскрывает благодаря "домашней логике". Даже Каменская, несмотря на юрфак и знание 5 языков, гением не выглядит: она хлещет кофе, как оглашенная, сама блекленькая, ужасно ленивая. В общем, "своя".

Пятое. В их романах нет "чернухи" и "порнухи", поэтому их читают и любят и дети, и люди среднего возраста, и пенсионеры. Хотя у Марининой Каменская, бывает, с кем-то и переспит и гомосексуалистов в романах полно, но это, так сказать, дань времени.

Шестое. Отсутствие юмора. Если у Кристи иронии минимум, то у Марининой все еще проще - она вообще не шутит. "А так как большинство из нас чувством юмора, к сожалению, не обладают, то и понять легче детективы без намека на тонкую иронию", - говорит Фридштейн.

Седьмое. Агата Кристи и Александра Маринина поддерживают у людей веру в добро. Преступников всегда находят и наказывают. Хотя иногда по прочтении королевы детектива 2 возникает сомнение: чтоб государственная милиция так дотошно докапывалась до истины... Но все равно приятно.

Восьмое - удача и раскрутка. "Ни в коем случае нельзя не учитывать в успехе Кристи и Марининой участия Госпожи Удачи. Бывает такое стечение обстоятельств, когда тебя подхватило на волну успеха и понесло, - рассказывает Фридштейн. - Но удача - это обычно короткий миг. А потом надо работать, работать..." И Кристи, и Маринина своим шансом воспользовались - первая каждые две-три недели выдавала по рассказу (на роман уходило около двух месяцев). Вторая гордится тем, что каждый месяц пишет по роману. Завидное трудолюбие. Хотя... Говорят, что на Маринину работает команда малоизвестных писак - "литературных негров". "Маринина & КО", в общем.

Что же касается раскрутки, то мы все понимаем, как это важно. Не знаю, как с пиаром дело обстояло у королевы детектива 1, но Маринина "раскручивает" себя очень грамотно. Не пропускает ни одного светского раута, и интервью у нее не брал только ленивый.

Успех Кристи проверен многими десятилетиями, успех Марининой - пятью-шестью годами. И только время может показать, станет ли наша соотечественница "второй Агатой Кристи".

Коротко

- Мать образованием Кристи не занималась - "читать вредно для мозга". В 70 лет королева детектива, чтобы "соответствовать уровню" (с 1958 по 1976 год была президентом Клуба детективов, но из-за косноязычия отказывалась от речей и тостов), пошла в школу.

- Отец Марины Алексеевой (настоящее имя Марининой) был сыщиком, мать преподавала теорию государства и права в Школе милиции. В три года Марину научили читать.

Обе:

- даже не думали о писательской карьере - Кристи мечтала стать оперной певицей (помешала природная стеснительность), Маринина - киноведом (помешало то, что родители выбора не одобряли);

- отнеслись к созданию первого романа несерьезно - Кристи писала от скуки, Маринина - в шутку;

- страстные поклонницы музыки Верди и детективов. Кристи зачитывалась Эдгаром По, Маринина - братьями Вайнерами (Агату Кристи, кстати, она не любит);

- побывали замужем дважды и второй раз вышли замуж в сорок лет за мужчин гораздо младше себя;

- не изменяли своим вкусам - Кристи оба раза побывала замужем за археологами, Маринина - за милиционерами. Кстати, эти милиционеры даже сидели в одной засаде при поимке преступника.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно