Примерное время чтения: 5 минут
107

Очень среднее высшее образование

НАКАНУНЕ Дня учителя в российском просвещении разразился скандал. Ведущие педагоги выступили против реформы образования, подготовленной в Центре стратегических разработок Германа Грефа. Союз ректоров подписал обращение к президенту страны, где говорилось, что России "необходимы ГЛУБОКО ПРОДУМАННЫЕ реформы". Между строк и дипломатических выражений читалось все, что ректоры думали о предлагаемых преобразованиях. В неофициальных разговорах преподаватели высказывались яснее.

Дело в том, что в 1997 г. Россия взяла у Мирового банка деньги - 70 млн. долл. Так называемый первый заем на инновационный проект развития образования. В этом году должен был начаться возврат средств. Мировой банк потребовал представить ему готовую реформу. Ее быстренько и представили.

Создатели реформы в долгу не остались: они намекнули на то, что вся высшая школа насквозь продажна. Потому и возмущается. По некоторым оценкам, на репетиторов и взятки при поступлении в России тратится до 32 млрд. руб. в год (для сравнения: официальные бюджетные дотации на высшее образование - 19 млрд. руб.). А реформа предлагает вступительные экзамены отменить совсем.

Один на всех

ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ пунктов в новой реформе два. Первый - единый государственный тест взамен выпускных и вступительных экзаменов. Все выпускники, каждый в своей школе, в один и тот же день отвечают на один и тот же тест, сразу по всем предметам. Высшая оценка - 100 баллов. По этим баллам принимают в институт. Второй пункт - плата за обучение. Каждый выпускник, в зависимости от того, сколько баллов он набрал на тесте, получает от государства чек. Трети абитуриентов, которые набрали наивысшие баллы, государство выдает деньги, достаточные для оплаты всей учебы в вузе. Иными словами, они учатся бесплатно. За прочих государство вносит только часть (70-30%). Остальное - из собственного кармана. Короче, для двух третей россиян высшее образование станет платным!

Всеобщее бесплатное образование, вплоть до высшего, раньше считалось нашим достижением. Весь мир нам завидовал. Теперь основное направление - брать деньги с населения.

Педагогов обвиняют в поборах давно. Но, с другой стороны, что им остается? Зарплата в образовании - 1496 руб. в месяц - две трети средней зарплаты по стране. Правительство честно признается, что денег нет, и призывает вузы и школы зарабатывать, кто как сможет. Вот цитата из выступления министра образования Владимира Филиппова: "Очевидно, что бюджетных средств не хватает. Поэтому необходимо развивать финансирование за счет привлечения внебюджетных средств. В первую очередь, за счет расширения перечня образовательных услуг". Что это такое? Это те самые подготовительные курсы, платные отделения и т. д.

По расчетам Центра стратегических разработок, в нашей стране, где пятая часть населения не имеет прожиточного минимума, граждане должны взять на себя треть расходов на образование. По тем же расчетам, уже сейчас 25-30% населения платят за образование от 3 до 10 тыс. долл. в год (это и официальные платные услуги, и все те же взятки). Общее количество денег, которые граждане готовы инвестировать в образование, эксперты оценивают в 2 млрд. долл. в год. К 2010 году, если остальные реформу не подведут, доля семей, способных заплатить, должна вырасти до 45%, а сумма - до 5-6 млрд. долл. в год.

Ищите деньги

ВЕРСИЮ с кредитами Мирового банка на реформы замминистра образования Александр Кондаков назвал "полным бредом". По его словам, первые "инновационные проекты" заработали всего год назад, поэтому ни о каких результатах, а тем более о возврате денег Мировому банку речи пока не идет. Среди проектов - совершенствование автоматизированных разработок по совершенствованию программ управления вузами, информационные системы "Студент" или "Преподаватель", создание сети информационных региональных центров учебного книгоиздания. Не ручаемся, что записали правильно: Александр Михайлович говорил очень быстро, а документы показать не согласился.

Добавить к этому остается лишь то, что первым займом Мирового банка сейчас занимается Счетная палата. А правительство готовится подписаться на второй заем - 50 млн. долл., на структурную перестройку системы образования.

До начала реформ у нас в стране много чего не было. Не было секса, бубль-гумов, кока-колы. Не было свободы слова и конвертируемой валюты. Но образование у нас было! Только на Пентагон и министерство энергетики США в настоящий момент работают около 8 тыс. российских специалистов.

В нашей стране есть как минимум три вуза, чьи дипломы знают в мире. Это Московский государственный университет (не весь, конечно, а только три факультета: экономический, мехмат и ВМК), МВТУ (теперь тоже университет) им. Баумана и Московский инженерно-физический институт. В Германии, чью систему (единый тест) мы собираемся слизать, нет ни одного вуза мирового уровня. Единый тест несовместим с жестким отбором. А отсутствие отбора убивает элитарность. И вообще Россия - слишком большая страна для чего бы то ни было единого. Представьте себе разницу в знаниях между столичной школой и школой где-нибудь за Уралом. Реформа, конечно, забирает из рук коррумпированного члена приемной комиссии право решать, кому поступить, а кому нет. И передает эти права в руки сельской учительницы.

В Штатах - всего четыре престижных вуза на всю страну. Но система тестов там другая. Ничего единого. Каждый вуз сам составляет свой тест и рассылает соискателям. К каждому абитуриентскому заявлению прилагается характеристика школьных преподавателей. Готовы ли наши вузы также довериться школьному учителю с зарплатой 500-600 руб., в полтора раза ниже средней пенсии?

Почему-то во всей реформе образования нет ни слова о том, чтобы поднять педагогам зарплату.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно