Примерное время чтения: 5 минут
959

"AВВA": миф о "народном автомобиле"

Всю жизнь мы с мужем мечтали о своей машине, копили. В 1993 г. что смогли собрать, вложили в "народный автомобиль". Надеялись, повезет, будем на нем на дачу ездить. Но за 7 лет от АО "АBBA" не дождались ничего - ни машины, ни денег. Когда умер муж, мне не на что было хоронить его. Как же можно так поступать с людьми?!

Л. С е в е р и н ц е в а, Москва

В ДЕКАБРЕ 1993 г. Манеж, что в центре Москвы, опоясывала огромная очередь. Здесь продавали (за деньги и приватизационные чеки) акции ОАО "Автомобильный Всероссийский Альянс" или коротко "АBBA". "Альянс" провозгласил своей целью создание дешевого, удобного, экономичного, экологичного "народного автомобиля".

АКЦИОНЕРАМИ "АВВА" стали не только частные лица, но и организации. Всего их набралось, по некоторым данным, около 3 млн. Причем живут они не только в столице. Из Манежа некоторые выходили с целыми коробками акций и потом делали на них свой бизнес по городам и весям России.

Бешеным успехом и доверием проект пользовался не только благодаря агрессивной телерекламе с участием известных артистов. Во-первых, "в десятку" попала сама идея: небогатая Россия просто измечталась о доступном автомобиле. Во-вторых, какие отцы-учредители у акционерного общества! АвтоВАЗ, ЛогоВАЗ, Российский фонд федерального имущества (государство!), Объединенный банк, администрация Самарской области (госструктура!), "Самаранефтегаз". О радужных перспективах "народного авто" даже президент упоминал.

Подсчитали... передумали?

В ОБЩЕМ, все было слишком хорошо, чтобы быть правдой. Так что ни авто, ни обещанных дивидендов акционеры не увидели. Собранных 50 млн. долл. оказалось очень мало для постройки нового завода, поэтому от идеи пришлось отказаться. Это объяснение появлялось в прессе то от имени директора ВАЗа В. Каданникова, то от имени самого автора идеи создания "АВВА" Б. Березовского. А вот почему нужно было что-то строить, почему не использовали мощности самого ВАЗа - этого не объяснил никто. Или - почему не организовали продажу акций по всей стране, чтоб добрать недостающие деньги?

И вообще - на что пошли собранные деньги?

"Альянс" купил акции своего учредителя - АвтоВАЗа. На какую сумму? Зам. генерального директора АО "АВВА" М. Антонов на этот вопрос ответил неопределенно: поскольку "АВВА" принимал участие в приватизации ВАЗа, то есть выкупал свою часть завода у государства, то часть суммы ему, государству, и пошла. А именно его представителю - Фонду федерального имущества. Он, по странному совпадению, тоже в числе учредителей "AВВA". И вообще, кому сколько досталось - коммерческая тайна. Но на ВАЗе признают: "АВВА" - крупнейший акционер, имеет своего представителя в совете директоров.

Часть денег и чеков разошлась "по мелочи": сегодня АО "АВВА"- учредитель более 300 фирм.

Возможно, у читателя, как и у автора этих строк, голова пошла кругом от всех этих взаимоучреждений. Поэтому понять, кто кому кем приходится, я попыталась по более понятным обычному человеку признакам. Например, особнячок АО "АВВА" (штат 40 человек) находится на территории столичного представительства ВАЗа. Чувство такое, что "АВВА" - просто одна из вазовских структур. И ничем другим никогда не была.

А досталось - финнам

ЧТО интересно - ВАЗ и "АВВА" все-таки сделали "народный автомобиль". Но... в Финляндии. Нет-нет, с финнов не собирали деньги на проект. Просто в Финляндии организовали сборку "Жигулей" и продавали их по истинно народным ценам. Сейчас то же намерены проделать в Эквадоре. Если акционерам "АВВА" интересно, в чем заключался здесь вклад их АО (с ВАЗом все понятно), М. Антонов ответил на это так: "Помогаем менеджментом".

Но, несмотря на все усилия, АвтоВАЗ по части прибыли в минусе (все съедают налоги, выплаты по долгам). Соответственно, и его крупнейший акционер тоже. Так пояснили в "AВВA".

Поэтому АО своим акционерам платить не может.

В 1998 г. было принято решение об обмене акций "АВВА" на акции ВАЗа (по номиналу). Кто хочет, может остаться в "Альянсе". Хотеть можно еще до конца этого года. А кто не согласен - мог продать свои акции до июля. В деньгах все это выглядит так. Акции покупали в 1993 г. по 10 долл. Сейчас цена их - 10 руб. Столько давали желающим продать. Номинальная стоимость акции ВАЗа, по которой идет обмен, - 500 руб.

Народ мучительно делает выбор: с одной стороны, нечто осязаемое - завод, а с другой - не окажется ли в итоге "темная лошадка" "АВВА" богаче своего прародителя? И в поисках истины забрасывает инстанции письмами. Одна из них - Общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков - не раз обращалась в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. Безрезультатно.

Так что перспективы получить свое, уважаемая госпожа Северинцева, у вас практически нет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно