Примерное время чтения: 3 минуты
58

"Жигули" вы мои...

НЕ ПОВЕРИТЕ, но прошло 30 лет со дня выпуска первого "ВАЗ-2101", известного в народе как "копейка".

ТРИДЦАТЬ лет - целая жизнь, и как же быстро она промелькнула! Вы, читатели, наверняка помните, как в 68-м город Тольятти только-только нанесли на карту, комсомол посылал свой передовой отряд возводить стены Волжского автомобильного, а у "машин будущего" еще даже не было имени. А вспоминаете, как уже через два года они появились на улицах - странные, непривычные, не похожие на все эти "москвичи", "волги", "чайки", "победы"? Наполовину советские, наполовину итальянские, они вызывали живой интерес и... недоверие. Но потом "копейку" оценили и возжелали. Возможно, тогда не все ощутили, но "ВАЗ-2101" пробудил в советских людях чувство собственника, совершил настоящую революцию в "коммунистическом сознании", став первой машиной, которую мог позволить себе практически каждый гражданин.

По крайней мере, накопить на "копейку" было куда реальнее, чем на "Волгу". Ведь "Волги" покупали те, кто работал за границей (в стране повального диссидентства попасть туда удавалось лишь избранным).

В 1971 году Волжский автомобильный выпустил первые сто тысяч "копеек", а их все не хватало. И люди стояли за "Жигулями" в очереди - не дни, не часы, а годы. Кандидаты наук шли рабочими на заводы, чтобы через пару лет заслужить свою трудовую "копейку". Цена на подержанный автомобиль была гораздо выше стоимости новой машины: знающие люди охотились на те самые первые "копейки" - ведь в них стоял еще "фиатовский" движок.

Время шло, по разбитым дорогам Страны Советов покатилась "классика": "одиннадцатые", "третьи", "пятерки", "шестерки". "Копейки" постепенно вышли из моды, стали "сыпаться", их сняли с производства. Пределом мечтаний становились, сменяя друг друга, "семерка", "восьмерка" и так далее.

АвтоВАЗ, да и все наше автомобилестроение, можно ругать за топорность и отсталость. Но многие из тех, кто уже пересел на иномарки, до сих пор с теплотой вспоминают свой "ВАЗ". Ирина Хакамада называла свою голубую "шестерку" "Василечком", Сергей Лисовский гордится тем, что приобрел свой первый "ВАЗ-2106" на собственные, а не родительские деньги, Игорь Лебедев, сын и преемник Владимира Вольфовича, еще несколько лет назад ни днем ни ночью не расставался со своим "ВАЗ-21053".

...У моего отца тоже есть "копейка". Кажется, мы с ней ровесницы. У нее не найдется ни одного агрегата, который бы не подвергся ремонту или не был заменен. Она по-прежнему по-честному каждый год проходит техосмотр, и ни у кого не повернется язык назвать ее "помойкой". Отец говорит, что не будет ее продавать, потому что "кто такую купит?" Но я знаю: ему жаль свою "копейку", под которой пролежено столько выходных и отпусков, в которую вложено столько души и денег. Ведь это его первая машина. А первая машина - как первая любовь...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно