ПОДАРКИ - дело приятное. Для простых россиян. А для государственных мужей - еще и полезное. Им по должности полагается укреплять человеческие и деловые отношения обменом подарков.
Подарок от чекистов
РУССКИЕ всегда отличались широтой души и щедростью, несопоставимой с их доходами. Так, в 1950 году к семидесятилетию Сталина была организована выставка подарков "отцу народов". В фондах насчитывалось 127 823 подарка. Среди них были уникальные изделия: ковер, в создании которого участвовали 18 тысяч женщин Словакии, автомобили "Шкода", "Минор", "Альфа-Ромео", ваза из клыка мамонта, над которой китайский мастер работал более 9 лет, письмо жителей Дели на рисовом зерне, состоящее из 182 знаков.
В брежневский период правители предпочитали получать в подарок разный иностранный ширпотреб-дефицит. Сам Леонид Ильич, например, имел целый парк дареных иномарок. Работники ЦК "уважали" дорогие телевизоры, видеосистемы, фотоаппараты.
Когда генсек выезжал за границу, создавались специальные "подарочные группы". Лидерам идеологически близких стран вручались особо ценные подарки: самолеты, пароходы, автомобили, уникальные ювелирные изделия и (как же без этого) знамена и ковры с вышитыми портретами классиков марксизма-ленинизма. А вот "проклятым буржуям" с подарками от СССР не везло. Известен случай, когда американскому послу был вручен от "советских пионеров" герб США, сделанный из ценных пород дерева, в котором находился "жучок". Посол повесил его у себя в кабинете. "Пионеры с Лубянки" в течение нескольких лет были в курсе всех секретов американской политики.
Караоке по-русски
ПРИ Горбачеве дарение привели в соответствие со стандартами европейского протокола - дорогие подарки стали сдавать в госфонд. После начала знаменитой "антиалкогольной кампании" сдавать приходилось даже полученные в подарок виски и коньяк. Б. Ельцин изменять правила не стал и дорогих подарков не получал, по крайней мере официально. Готовя встречу с японским премьер-министром, дипломаты из Страны восходящего солнца долго выясняли вкусы Бориса Николаевича и, когда узнали, что он любит русские песни, подарили ему "караоке" с набором русских песен.
Из подарков, даримых в "личном качестве", Борис Николаевич любил хорошее оружие, теннисные ракетки. Близкие друзья могли преподнести фирменную спортивную одежду. В. Путину теннисные ракетки, само собой, никто не дарит, а дарят, учитывая его спортивные пристрастия, кимоно. Неизвестно, надевает ли он их, но принимает охотно. На встрече "большой восьмерки" на Окинаве каждому из лидеров, в том числе и нашему президенту, принимающая сторона вручила по гавайской рубахе. А хозяин одного кафе на Кубе, куда президент как бы случайно заглянул, подарил Владимиру Владимировичу бутылку кубинского рома.
Разумеется, особо ценные подарки, имеющие материальную или историческую значимость, передаются в Гохран, менее ценные - в президентскую библиотеку. Но кое-что президент имеет право оставить себе и использовать по назначению. Например, галстук, если он подходит к имиджу, может занять достойное место на шее президента. Разумеется, после того, как его (галстук) проверят компетентные органы. Журналистская братия подарила Путину на день рождения самокат, на котором теперь с удовольствием катаются его дочери.
По российским законам президент (а также премьер и руководители парламента) никак не ограничен в получении подарков и, разумеется, налоги он с них не платит. А вот госслужащие рангом пониже не могут принимать презенты, если щедрость дарителя не вписывается в пять минимальных размеров оплаты труда - на сегодня 500 руб., или примерно 15 долл.
Их нравы
ДРУГОЕ дело - за рубежом. В США все подарки дороже 250 долл., полученные президентом и его женой, подлежат учету и принимаются на хранение в Министерство финансов. Наиболее ценными из даров украшают выставки и интерьеры Белого дома. То же самое в Дании - подарки и ценности хранятся в королевских замках и время от времени выставляются на всеобщее обозрение. И в Великобритании все ценности, преподнесенные королеве, считаются достоянием нации. Чиновник может оставить себе кое-что не дороже 140 английских фунтов (около 200 долл.), и то при условии, что презент не накладывает на него никаких обязательств. Дорогие подарки обычно передаются благотворительным обществам.
В Европе законодательство более либеральное. В Германии президент самостоятельно определяет, какие подарки он получает в личном качестве, а какие - по должности. Как правило, президент оставляет себе 5-6 подарков. А министры, получив презент стоимостью свыше 300 марок, сообщают об этом руководителю ведомства федерального канцлера и вносят предложения об их дальнейшем использовании.
И высшие должностные лица Франции в получении официальных подарков не ограничены. Получатель вправе сам решить, как презентом распорядиться. Так, премьер-министр Миттеран передал рысака, полученного от президента Туркменистана, на конный завод. Президент Жак Ширак вернул полученный от Билла Клинтона золотой "ролекс" дарителю. В целом же не принято, чтобы госслужащие принимали подарки дороже 200-300 долл.