ПОСЛЕ терактов в Америке захотелось обсудить эту трагедию не с каким-нибудь высоколобым политологом, а с популярным среди молодежи ровесником, имеющим к политике самое отдаленное отношение. Лучшей кандидатуры, чем лидер группы "Сплин" Александр Васильев, не придумаешь. Естественно, наш разговор постепенно вышел за рамки обозначенной темы.
- Я ГДЕ-ТО прочитал, что после терактов в Америке мы все (люди, живущие на планете) стали другими.
- Ничего подобного. Правильнее всех на происшедшее отреагировала моя матушка. По ее лицу было видно, что за четыре года в блокадном Ленинграде она наблюдала вещи и пострашнее. Весь остальной мир остался таким же, а американцы, естественно, напуганы. Поэтому они уже поменяли свое отношение к жизни. Конечно, любая война ужасна, но большинство населения США хотя бы взглянуло на карту мира и посмотрело, где находится Афганистан. Насколько я понял из разговоров с американскими друзьями, для них он так же далек и непонятен, как и Марс.
Деньги на трагедии
- АМЕРИКАНСКИЕ музыканты сразу в связи с этой трагедией дали кучу благотворительных концертов...
- Американцы сразу же сделали из этого шоу-бизнес. Люди, случайно заснявшие кадры с пикирующими самолетами, тут же продали их телеканалам и журналам. На третий день кто-то создал компьютерную игру с похожим сюжетом. Это реалии современной жизни - деньги делаются на всем, даже на человеческой трагедии.
- Против чего или в защиту чего ты бы мог выступить?
- Я могу выступить в защиту своих друзей, семьи, жены, если кто-то ее оскорбит. Но пытаться изменить мир не собираюсь - глупее поступков не бывает. Поэтому я никогда не митингую и не сижу на баррикадах.
- Ваш последний альбом "25-й кадр" меня по-настоящему "зацепил". Там очень много тревожных песен.
- А что поделать, мы группа такой направленности. Во-первых, живем в Питере, а там почти не создается развлекательной музыки. Там есть группы, у которых достаточно иронии, сарказма, КВНа. Мы же тяготеем к так называемой ветви философского русского рока.
- Действительно, кроме "Отпетых мошенников", ВИА "Сливки" и "Гостей из будущего", играющих развлекательную музыку, больше никого не припоминаю.
- Вся компьютерная музыка идет из новых кварталов, все живое - из старого города.
- В твоей песне "Звезда рок-н-ролла" описано, что человек должен испытать трудности, чтобы писать песни, где есть нерв и бьется пульс жизни. Мне кажется, когда проходишь через огонь, воду и медные трубы, душа черствеет.
- А мне кажется, наоборот, душа очищается. Правда, цинизма становится больше, но это всего лишь мера защиты от окружающей среды.
Пишу о себе
- СУДЬБА какого рок-н-ролльного героя вдохновила тебя на написание этой песни?
- В каждой песне я описываю только свою жизнь. Я пытался представить, что будет со мной через столько-то лет. Знаю, что рано или поздно умру, - мне одновременно и страшно, и радостно от того, что все это когда-нибудь закончится. Именно в этом, может быть, и есть счастье.
- Часто слышу мнение, что если бы Виктор Цой не погиб "вовремя", то не был бы канонизирован.
- Гений Цоя не только в его песнях, стихах, харизматичности, бархате в голосе, но и в том, что он умер как настоящая рок-звезда, будучи молодым. И не важно, что за рулем автомобиля. Черт его знает, как бы сложилась его судьба, останься он живым.
- Наверное, играл бы такую же сытую музыку, как Стинг и Пол Маккартни. Они оба вегетарианцы, ведут такой трезвый и правильный образ жизни, аж тошнит. Как тебе кажется, такое тепличное существование губительно для музыканта, играющего рок-н-ролл?
- Я не представляю себе Стинга пьяным, который, как какой-нибудь лидер "Оазиса" Гэллахер, дерется в баре. Но я за это Стинга и люблю, а Гэллахера - за то, что пьяным дерется в баре. Стинг поет красивую музыку о любви с такими приглаженными аранжировками, чтобы создавать настроение, когда вся семья сидит у камина и пьет чай. В мире много людей, которым нужна такая музыка и не нужен пьяный Гэллахер.