ОДИННАДЦАТОГО ноября исполнилось два месяца с момента взрывов в США. На месте взорванного торгового центра в Нью-Йорке президент Буш открыл мемориал. Были слезы, рукопожатия, цветы... А между тем терактов можно было избежать.
ВЕЧЕРОМ 6 июня 1995 г., за неделю до приезда Иоанна Павла II на Филиппины, в один из полицейских участков Манилы поступило сообщение: в 603-й квартире доходного дома "Дона Хосефа" сработала противопожарная сигнализация. Дом находился неподалеку от улицы, по которой должен был следовать кортеж Папы.
Сигнализация сработала в результате небольшого взрыва. Живший в квартире 26-летний пакистанец, называвший себя Саидом Ахмедом, неосторожно помыл руки над раковиной, в которой были следы химикатов, оставшиеся от приготовления гремучей смеси.
Много дней подряд арестованного били стулом и длинной палкой, силком заливали в горло воду и тушили сигареты о его половые органы. Но раскололся он в конце концов не от боли, а от суеверного страха перед евреями. "Мы выдали себя за сотрудников "Моссада", - вспоминает один из заплечных дел мастеров, пытавших арестанта. - Он думал, что мы отвезем его в Израиль".
Оказалось, что настоящее имя террориста-неудачника - Абдул Хаким Мурад. Он и другие последователи бен Ладена действительно собирались убить Папу Римского. Кроме того, они намеревались взорвать над Тихим океаном 11 американских авиалайнеров, разом убив до 4 тыс. человек. Наконец, планировалось завладеть самолетом и врезаться на нем в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли. Филиппинцы передали эту информацию ЦРУ.
Таким образом, уже в 1995 г. американцы знали о том, что террористы собираются угнать авиалайнер и пойти на таран зданий. Почему же теракты 11 сентября, унесшие около 6 тыс. жизней и обошедшиеся только Нью-Йорку в 105 млрд. долл., застали и ЦРУ, и ФБР, и военную разведку США врасплох?
Провал объясняют многими причинами. Например, выяснилось, что в спецслужбах работают от силы 25 сотрудников, свободно владеющих арабским. Из-за этого в ФБР скопились груды непрочитанных документов, найденных при обыске у исламистов, которых осудили в США за теракты. Теперь компетентные органы спешно набирают кадры со знанием арабского, фарси и пушту.
Ни взлет, ни посадка
В АВГУСТЕ из летной школы в штате Миннесота позвонили в ФБР и сообщили, что ее новый ученик - француз марокканского происхождения Закариас Муссауи - ведет себя крайне странно: он не желает слышать про взлет и посадку и требует, чтобы его учили вести авиалайнер только по прямой. 17 августа, когда Муссауи арестовали за обнаружившиеся визовые нарушения, ФБР послало запрос насчет него в ЦРУ и во французскую разведку.
ЦРУ не нашло на арестованного никакого компромата и не вспомнило давних показаний Мурада о том, что террористы собирались научиться управлять авиалайнерами. Зато французы выяснили, что Муссауи несколько раз бывал в Пакистане и Афганистане, хотя и не нашли неопровержимых доказательств его связей с террористической организацией "Аль-Каида", которую возглавляет Усама бен Ладен. Поэтому, когда миннесотское ФБР обратилось к начальству с просьбой открыть на арестованного дело, выдать ордер на прослушивание его телефонных разговоров и негласный обыск его дома, машины и компьютера, оно получило отказ.
Четыре американских авиалайнера были угнаны 19 террористами. Сейчас считают, что Муссауи должен был стать двадцатым и лишь случайный арест в Миннесоте помешал ему сесть 11 сентября в самолет. После теракта ФБР наконец залезло к нему в компьютер и обнаружило, что Муссауи собирал информацию о самолетах - опылителях полей. Тогда Вашингтон в панике временно запретил поднимать в воздух все десятки тысяч американских опылителей, опасаясь, что террористы собираются рассеивать с них какую-то заразу.
Игра в прятки
ЛЕТОМ в ЦРУ начали поступать отрывочные данные о том, что "Аль-Каида" вынашивает план некой крупной операции. Предполагалось, что бен Ладен готовит американцам "подарочек" ко Дню независимости - 4 июля. Когда в этот день ничего страшного не случилось, решили, что пронесло. Но в августе ЦРУ снова предупредило, что террористы замышляют какой-то удар. В конце месяца появились конкретные фамилии: разведка предупредила Службу иммиграции, что двум арабам - Халиду аль-Мидхару и Навафу аль-Хазми - следует закрыть въезд в страну. Первый, например, в прошлом году встретился в Малайзии с человеком, который был причастен к взрыву американского эсминца "Коул".
Служба иммиграции ответила, что, увы, оба араба уже въехали в США. Искать их поручили ФБР. Но если человек не хочет, чтобы его нашли, в Америке найти его очень трудно. 11 сентября аль-Мидхар и аль-Хазми поднялись на борт самолета, который врезался потом в Пентагон.