ВО ВРЕМЯ своего недавнего отпуска В. Путин отправился в путешествие по святым местам северо-запада России. Как отметили наблюдатели, на Соловки президент прилетел не в самом лучшем расположении духа - был хмур и подавлен, совсем не походил на отдохнувшего туриста. Местный люд тут же решил, что Владимир Владимирович не улыбается из-за того, что "поцеловался с медведем" (почему-то так на Севере говорят о тех, кто наелся черники), а зубную пасту с собой не захватил. Кстати, свежей черникой Путина действительно угощали, только он не стал ею слишком увлекаться, видимо зная, во что может превратить черная ягода белозубую улыбку.
Посетив музей Соловецкого кремля, заблаговременно "очищенный" от других туристов, Путин отправился в мужской монастырь. В Благовещенской надвратной церкви монастыря президент приложился к святым мощам его основателей. На острове Анзер побеседовал с монахами и по возвращении настолько поразился великолепным видом с воздуха на Большой Соловецкий кремль, что попросил сделать над ним несколько кругов на вертолете. А вечером, перед тем как покинуть Соловки, президент сорок минут провел в молитвах в Спасо-Преображенском соборе на всенощном бдении.
За семь часов пребывания на островах президент много говорил о роли православия в возрождении России, о величии и удивительной красоте Соловков. Но ни словом не обмолвился о десятках тысяч убитых в 20-30-е годы, в период существования Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа). О тех, кого приковывали к бревну и спускали с крутых 365 ступенек с Секирной горы, кого привязывали голыми к дереву и оставляли в лесу на съедение комарам, кого раздетыми валили на снег или топили в болоте... Может, воспоминания о "подвигах" чекистов и стали причиной грусти президента, просто он не говорил об этом вслух. А вообще Путин оказался третьим лидером страны после Петра I и Александра II, посетившим Соловки.