ВПЕРВЫЕ за многие годы Россия собрала небывалый урожай. Раньше была одна проблема: где купить зерно? А теперь: как сохранить, кому продать, как "не уронить" цену? С этими вопросами мы обратились к вице-премьеру правительства, министру сельского хозяйства Алексею ГОРДЕЕВУ.
- НУ, Я БЫ урожай не называл "небывалым". Бывали у нас и повыше. Но это прежде всего связано с площадями, которые мы засевали. В последние годы пашня в России сократилась на 20%. А вот средняя урожайность в этом году действительно рекордная - за 40 лет второй показатель. После обработки мы рассчитываем получить 82,5 млн. тонн - в полтора раза больше, чем год назад.
Половина этого зерна - пшеница. Около двух третей урожая - продовольственное зерно. Уже после уборки озимых мы полностью обеспечили себя на год вперед. Действительно удачный год.
А потом хороший урожай - это ведь не только хлеб. Это еще и корма. В этом году мы ожидаем рост производства мяса на 1%, рост производства молока - на 2%.
- А яйценоскость кур?
- Вы напрасно иронизируете. И яйценоскость кур вырастет на 5 яиц. Умножьте это на 210 млн. кур. Причем это впервые за 10 последних лет!
- Наши хозяйства за долгие годы от такого изобилия уже отвыкли. Удастся ли этот урожай сохранить?
- Да, есть проблемы. Некоторым хозяйствам региональные власти помогают размещать урожай - сами они не справляются. Но это вопрос решаемый, и я уверяю вас: зерно будет сохранено. Во-первых, элеваторные мощности были созданы еще в советские годы и рассчитаны примерно на 120 млн. тонн - то есть на урожаи, раза в полтора большие. А во-вторых... Это раньше мы списывали по 40% картофеля, 25-30% корнеплодов... Теперь все резко поменялось. Везде, кроме, может быть, Москвы. Только здесь сохранились старая система закупок, старая технология хранения. Сейчас крупные хозяйства, выращивающие овощи и картофель, строят собственные хранилища. И не какие-то примитивные, а целые комплексы - с поддержанием озоновой среды и т. п. Когда товар имеет хозяина, когда это чей-то труд, золотой запас, хранение становится задачей номер один. Хозяин и производить ничего не будет, если не будет знать, где это потом хранить.
Зерно - за долги
- ПРОДОВОЛЬСТВИЕ, как сказал наш президент, - самый важный товар. В нормальном обществе его надлежит потреблять три раза в день. Сегодня население России тратит на еду больше половины своих доходов. Это колоссальные деньги! А село по-прежнему такое же нищее. Куда деньги уходят?
- Долги сельхозпредприятий в 15 раз больше прибыли от реализации продукции. Причем большая часть этой неподъемной задолженности была создана еще в 1992-1996 годах. Этим летом многим пришлось бы большую часть урожая просто отдать за долги: налоговой инспекции, судебным приставам, банкам, нефтяным компаниям. Половина хозяйств действует с арестованными счетами. В некоторых счета по 3-5 лет не работают!
- Как, по-вашему, нынешний богатый урожай поможет крестьянам подняться? Вы знаете, какие цены предлагают перекупщики?
- Правительство планирует с конца октября начать участвовать в биржевых торгах на Евро-азиатской бирже. Излишки зерна мы будем закупать про запас и тем самым сдерживать падение цен. В бюджет на эти цели заложено 2 млрд. руб. Сейчас правительство изыскивает еще 4-5 млрд. Наша задача - не дать ценам упасть ниже 2400 - 2800 руб. за тонну.
- Это втрое дешевле тонны солярки! И потом, на дворе осень, зерно давно скуплено на корню, а "играть" на бирже государство еще не начало.
- Если бы зерно было на корню скуплено, то мы бы вообще этим не занимались. Если по существу отвечать, то я думаю, что и ноябрь - еще не поздно.
- В этом году Россия вспомнит, как торговать зерном с заграницей. Удастся ли нам отвоевать свое место на мировом рынке зерна?
- Россия экспортировала зерно все годы после распада СССР. Только раньше речь шла об одном - максимум двух миллионах тонн, а в этом году прогнозируем продать пять. Среди наших партнеров более 50 стран - в первую очередь СНГ и Прибалтика. Однако российское зерно покупали Греция, Польша, Саудовская Аравия, Ливан, Израиль, Ирак. В прошлом году из экспорта 98% продовольственного зерна ушло в Азербайджан, Грузию, Армению и Монголию. А львиную долю фуража (66%) купил Израиль.
Сегодня экспортом у нас занимаются коммерческие фирмы. А на мировом рынке зерна торгуют, как правило, страны: Канада, США, Австралия. Наше же государство своих экспортеров на внешних рынках никак не поддерживает. Мы недавно обсуждали у председателя правительства, как создать такую государственную политику, которая возродила бы экспортный потенциал России. Вообще надо сказать, что по уровню рыночных свобод в аграрном секторе наша страна обогнала значительно и страны Европейского союза, и Канаду. У них в сельском хозяйстве действует по сути жесткая плановая экономика. Наши реформы опередили их лет на 10-15.
Есть плохая погода
- СТРАННАЯ история. Вот возьмем картошку или овощи. Государство ни в процесс выращивания, ни в процесс торговли вообще не вмешивается: более 80% картофеля граждане выращивают в своих личных подсобных хозяйствах. И тем не менее из года в год картофелем Россия себя обеспечивает. А с зерном все время какие-то проблемы. Каждый год придумывают новые меры поддержки, дают кредиты, и все не слава богу. Как вы думаете, почему так происходит?
- Картофеля в России из года в год выращивают примерно одно и то же количество, независимо от погоды. Поэтому этот вид продукции не нужно жестко регулировать. А вот зерновые - это культура, которая очень сильно реагирует на климатические условия. Урожай может в зависимости от погоды различаться в 2 раза.
- Хлеб в магазинах не подешевеет?
- Цены в магазинах больше зависят не от предложения, а от спроса. Сейчас доходы населения постепенно растут. Люди начинают покупать все больше разных продуктов. Поэтому розничные цены в ближайшие месяцы не упадут, но и сильно не вырастут.