УГОВАРИВАЯ депутатов принять бюджет на следующий год, Михаил Касьянов говорил, как важен для России малый бизнес и как его у нас еще непозволительно мало. Призывал не душить налогами. Мы попросили типичного "малого бизнесмена" рассказать о том, как ему достаются деньги. Раз уж даже премьер-министр хлопочет...
Весь в шоколаде?
АНДРЕЮ Власову 38, в бизнесе он больше 10 лет, результаты, как говорится, на лице. Большая трехкомнатная квартира с видом на усадьбу "Кусково", евроремонт, дорогая аппаратура: проекционный экран, DVD-проигрыватель, акустика. Машины Власов меняет, как Владимир Вольфович - свое мнение по насущным вопросам современности. В последнее время Андрей ездит на "скромном" зеленом "БМВ" пятой серии, а до этого был "та-а-акой джип, настоящий, американский, но бензин, зараза, жрал ведрами".
Вполне органично на этом фоне смотрится и недавний развод "малого бизнесмена": "Работаю семь дней в неделю, больше времени ни на что и ни на кого не остается. Брак развалился давно, теперь жалею, что не развелся раньше: у моей бывшей жены было бы больше шансов снова устроить свою жизнь". Ребенка Власов каждый день самостоятельно отвозит в школу, благо живут бывшие супруги рядом. Правда, к лету, когда цены на недвижимость упадут, Андрей собирается прикупить домик в Видном: там и кухня больше, и качество выше - немцы строили.
"К Новому году покупатель сходит с ума и метет что ни попадя. Все боятся. Вдруг налог новый введут или за старые деньги отчитываться заставят, а отчитаться все равно никто не сможет. У меня, например, ни разу в жизни "белой" зарплаты не было", - рассказывает бизнесмен. По его мнению, одна из причин, по которой ему удавалось зарабатывать, говоря языком УК, - сокрытие доходов и неуплата налогов.
В начале девяностых Власов занялся оптовой продажей продуктов. Под началом у него было более двухсот человек, и Власов чувствовал себя отлично. Деньги "на раскрутку" взял не в банке, а у приятеля, сложив их с собственными сбережениями. Бизнес шел хорошо: Андрей не занимался импортом, не растаможивал фуры с окорочками, а перекупал их у крупных оптовиков. И сам продавал не на рынке с лотка, а тем же оптовикам, только мелким. Единственный налог, который он платил, - процент с прибыли. Но не государству, а "крыше". А также единовременные "взносы" санитарным врачам и прочим чиновникам. Чтобы не связываться с налоговой полицией, Власов открывал и закрывал новые юридические лица, владеющие его малюсеньким бизнесом, каждый год. Таким образом налоговикам вообще было некого проверять: была фирма, нет фирмы. Правда, стоила ликвидация юрлица недешево - это было неудобно.
Продукты оказались довольно "тупым" бизнесом. Андрей пытался внести в него разнообразие: открыть торговые точки в дорогих коттеджных поселках, продавать продукты ресторанам, но это оказалось слишком хлопотно и небезопасно. Так, один дорогой ночной клуб пожелал покупать у Власова семгу. Но не "куском", а в нарезке. Власов отлично знал, что в нарезку он пускает только подпорченный товар, и во избежание скандала отказался. Кстати, на почве торговли возникла и легкая паранойя: бизнесмен почти ничего не мог есть, зная, откуда берутся и как хранятся продукты.
Классовая ненависть
ПАРАЛЛЕЛЬНО Власов решил заняться аптеками. Налоги он по-прежнему платит не все. В ведомости о зарплате напротив его фамилии стоит сумма "2000 руб.". С сотрудниками он не церемонится: если товар не продан, а срок хранения вышел, компенсацию выплачивает фармацевт. Если найдены ошибки в годовом балансе, все пени и штрафы за неправильно уплаченные налоги вычитаются из зарплаты бухгалтеров.
Выгодный продуктовый бизнес Власов продал уже давно, с тех пор успел открыть еще три аптеки, но избавился и от них вместе с бывшими подчиненными. "Они мне этого не простили, хамят прямо в лицо. А ведь я им за 6 лет ни разу зарплату не задержал. Видимо, это и есть классовая ненависть", - вздыхает бизнесмен.
Андрей продал старый бизнес не только потому, что он перестал быть прибыльным, но и потому, что хотелось испытать себя в новом деле. Сейчас он продает квартиры. Один, подвизавшись в крупной риэлторской конторе. Говорит, что должен хорошо изучить ситуацию на рынке, перед тем как открывать собственное дело. Если в месяц ему удается продать 2-3 квартиры, он заработает 5-10 тысяч долларов. Говорит, пока ему хватает.