Наша страна, кажется, вышла на первое место по количеству бизнесменов на душу населения. Один открывает собственный банк, другой спекулирует унитазами. Словом, каждый крутится, как может. И зачастую оказывается в дураках.
"Не обманешь - не продашь" - основной закон рынка вообще, а уж совкового - и тем более. Поэтому мы публикуем варианты наиболее популярных надувательств, на которых погорел не один десяток наших доморощенных коммерсантов.
Вариант первый. Надувательство в особо мелких размерах. Касается челноков, торгующих в Польше.
Стоишь ты с десятком утюгов на краковском рынке. Народ лениво подходит, приценивается, проходит мимо. Тоска! И поговорить-то не с кем. Все поляки какие-то с чеченцами.
И тут к тебе подходит молодой человек, торгующий рядом, и на чистом русском языке просит закурить. Ты рад ему, как брату родному. Земляк!
Слово за слово. Оказывается, он торгует какими-то таблетками. По 50 центов за упаковку. Идут, по его словам, на ура. И точно: один подошел, приценился. Другой, не раздумывая, пять упаковок купил. Третий - десять! Тебе уже не до утюгов.
И вот парень тебе говорит: "Слушай, земляк, у меня дела срочные. Давай, я тебе продам эти таблетки. По дешевке - 1000 упаковок за 300 долларов".
Ты, конечно же, соглашаешься. Еще бы! 200 баксов чистого навара.
Он уходит. А ты стоишь, как идиот, с этими таблетками, и никто к тебе не подходит. Покупатели его "подсадными" оказались...
Вариант второй. Им иногда балуются сотрудники бывших министерств, переименованных сейчас в концерны и ассоциации.
Предположим, у тебя свое малое предприятие, которое спит и видит, как бы напрямую завязаться с западными фирмачами. Через десяток знакомых ты, наконец, выходишь на сотрудника одного из таких концернов, который совершенно бесплатно выводит тебя на очень солидную американскую фирму, продающую дешевые компьютеры. С представительством этой фирмы здесь вы заключаете предварительный договор, по которому ты должен в определенное время подъехать в какой-то американский город и заключить сделку. Но если ты опоздаешь хоть на полчаса, сделка будет считаться недействительной, и твоя фирма заплатит неустойку в 5 тысяч долларов.
Ты сломя голову летишь в Штаты. Наконец добираешься до этого города и тут узнаешь, что для въезда туда нужна специальная виза или еще что-то. Пока суд да дело, пока поставили эту чертову визу, ты уже опоздал. Выкладывай 5000 зелененьких! "Виза? Какая? Ничего не знаю, сам впервые об этом слышу..."
Ты отправляешься в расстроенных чувствах назад в Россию и тебе никогда не узнать, что у сотрудника концерна, который "забыл" предупредить о проблемах, на личном счету в одном из американских банков появилось дополнительно две с половиной тысячи долларов...
Вариант третий. Тупой до безобразия. Ты можешь сам им воспользоваться. Если, конечно, у тебя есть приятель за рубежом.
Ты звонишь этому приятелю и просишь его открыть на вымышленное имя фирму, занимающуюся поставками видеотехники. Заплатив 100 долларов, он ее открывает, регистрирует, покупает кучу рекламных проспектов ведущих фирм, вроде "Sony" или "Akai", и приезжает в Россию. Ты тем временем находишь какое-нибудь не особо крутое малое предприятие и предлагаешь за небольшое вознаграждение свести их с американской фирмой, продающей очень дешевую видеотехнику. Они соглашаются. Ты приводишь к ним своего зарубежного друга. Он им вешает лапшу на уши, дарит проспекты. Наконец они заключают контракт, предприятие перечисляет 10 тысяч долларов и ждет свои видаки.
Долго ждет. Месяц. Два. В конце концов у директора предприятия нервы не выдерживают, и он звонит в Штаты. А там ему заявляют, что такая фирма самоликвидировалась еще два месяца назад. И концов не найти. Судиться? Денег не хватит. Даже на дорогу.