ВЫ, НАВЕРНОЕ, заметили - мы живем в нескончаемом потоке проблем. Профессор Сергей Петрович КАПИЦА попытался "посмотреть" на наше время с точки зрения математики.
"Кривая" человечества
- МЫ имеем дело с числами: знаем число времени и число людей. Задачей было увязать их между собой. Посмотрите, как выглядит "кривая" человечества (рис. 1) от 2000 лет до Рождества Христова и до нашего времени - 2000 г. Были на этом долгом пути, конечно, провалы. Один из самых резких - потери от чумы в 1348 г. В Норвегии, например, тогда умерло больше половины жителей. Но в целом население планеты стабильно увеличивалось. И вдруг процесс остановился.
Еще одна интересная закономерность. Относительное изменение численности населения находится в строгой пропорции к изменению времени. Иными словами, от эпохи к эпохе человек переходил все быстрее и быстрее. Так, с Древнего мира (от 2000 г. до Р. Х.) до падения Рима (V в.) прошло 2500 лет (I). Средние века длились тысячу лет (II). Затем то, что называют Новой историей, - 300 лет (III), Новейшей - 120 лет (IV). Каждый последующий период становится короче в 2,5 - 3 раза. То есть мы движемся к какому-то рубежу. Время словно сжимается к настоящему и растягивается к прошлому. По-видимому, люди заметили это давно. Например, в Библии рассказывается о Мафусаиле, который жил 969 лет. Скорее всего, те, кто писал Вечную книгу, понимали, что время, даже в масштабе их представления, расширяется в прошлое. И передали это нам, приписывая древним патриархам такую долгую жизнь.
Жизнь в масштабе
ПЕРЕХОД к следующему этапу развития человечества не займет больше 90 лет (V). На фоне миллионов лет - практически мгновенно. И мы с вами оказались в самой гуще этого перелома. Его середина падает на 2000 г. Достижение стабильного состояния (VI) - величайший переворот в истории человечества. Но почему так случилось? Все было неизменно во все эпохи: люди воевали, мигрировали, но человечество бодро росло. Без понимания природы такого перехода, его связи с развитием и формированием разума человека мы не поймем ни того, что происходит в нашей стране, ни того, что происходит в мире.
- Вы сказали о разуме, значит, все дело в нас самих?
- Разум - это то, что отличает человека от животных - наших биологических братьев. Они плодятся каждые 2-3 года, мы откладываем этот процесс на 20-30 лет только из-за того, что надо программировать мозги. Раньше в школе учились 10 лет, теперь переходят к 12-летнему образованию, в некоторых странах учатся 14 лет. Врача допускают к практике после 7 лет стажировки, и, только достигнув 30-летнего возраста, он может считаться специалистом. В прошлом году я был в Англии и попал в музей второй половины ХIХ века. Увидел табличку, которая висела тогда в пабах: "Спиртные напитки отпускаются лицам старше 13 лет". В эти же дни в США был скандал с дочерьми президента Буша, которым еще только 18 и они хотели выпить пива. Их всенародно осудили. Потому что в США сегодня можно пить пиво только после 21 года. Вот как изменился МАСШТАБ ЖИЗНИ. Человек продлил срок освоения знаний. Однако объемы, которые может осилить его мозг, конечны.
- Но это не мешает жить.
- Разве? Возьмите Россию. При таком быстром изменении внешних условий у людей не хватает времени осмыслить и понять то, что происходит. Поэтому бессмысленно жаловаться на то, что у России нет национальной идеи. Мы просто не успеваем ее выработать. Это и есть результат "сжатия". Такие же проблемы в других странах. Например: многие взялись решать проблемы с рождаемостью. В Китае запретили иметь больше двоих детей. В Индии пробовали стерилизовать мужчин, в конце концов застрелили их премьер-министра...
Эпоха стариков
- ТАК сколько нас в результате останется?
- В течение ста лет нынешние 6 млрд. удвоятся до 10-12. И на этом, по-видимому, рост прекратится.
- Стабилизация численности - это плохо или хорошо?
- В мире со стабильным населением неизбежно начнется процесс старения. Посмотрите, как меняется возрастной состав планеты (рис. 2). В 1950 г. стариков старше 80 был 1%, старше 65 - 8% (детей до 14 лет - 35%). А после 2150 г. количество детей резко уменьшится, пожилых будет 40%. Причем картина изменения возрастного состава одинакова что для стран развитых, что для развивающихся, только они будут раздвинуты по времени на 50 лет.
- Но, может быть, ничего в этом страшного нет? Нужно будет меньше тратить средств на образование, наконец-то исчезнет конфликт отцов и детей...
- Так не будет ни тех, ни других!.. Поймите, мы переживаем совершенно новый для человечества этап. Ведь все развитие человека на Земле до этого было связано с ростом населения. И теперь его нет! Эта ситуация затронет сами мотивы человеческой жизни. Повлияет на развитие культуры, на отношения между поколениями. А так как перелом очень резкий, это вызовет разрыв всех прежде существовавших жизненных установок: законов, морали, которые вынашивались столетиями. Вот почему выявился кризис религии, кризис науки. Это отразится на семьях, с этим связан распад государств. Изменяются производственные отношения, структура экономики. Вот пример характерной тенденции: в США в 1900 г. в сельском хозяйстве работала почти половина населения - 45%, сейчас - 2 - 3%, в промышленном производстве - 20%, сейчас - 10%, в сфере услуг - 30%, стало 80. В основе возникновения массы проблем в мире лежит нынешний демографический переход. То же происходит и в России, только все обострено до предела обстоятельствами последних 10 лет. И изменить это мы никак не сможем.
- Но как же диалектика? Нас учили, что развитие неизбежно.
- А развитие и не будет останавливаться, просто будет искать другие формы. Сейчас считается, что оно пойдет по пути качественному: человечество будет меняться качественно.