В ИСТОРИИ становления российского бизнеса особняком стоит нефтяная компания "Сибнефть". В отличие почти от всех своих собратьев, сформированных из устоявшихся производственных структур, она родилась на бумаге в кабинете президента Б. Ельцина.
ЭТОМУ предшествовало появление в начале лета 1995 г. в кабинете Бориса Николаевича основателя фирмы "ЛогоВАЗ" Б. Березовского. Со свойственной убедительностью он нарисовал хозяину кабинета удручающую картину предстоящих менее чем через год президентских выборов. Самым страшным, по его словам, было то, что для победы на них нет денег. Ельцин думал полтора месяца, и 24 августа 1995 г. вышел его указ о создании "Сибнефти", а уже 29 августа с неслыханной скоростью вышло и распоряжение правительства. Новой компании "отписывались" "Ноябрьскнефтегаз", Омский НПЗ, "Омскнефтепродукт" и т. д.
Кто мостил дорогу
51% АКЦИЙ новой компании оставался за государством, но недолго. Уже к декабрю пакет был передан в доверительное управление руководству компании на условиях пресловутого залогового аукциона. Под залог этих акций банк А. Смоленского "СБС-Агро" перечислил в Минфин 100 млн. долларов. По мнению экспертов, это было лишь 20% их реальной стоимости. Но такую цену назвал заместитель председателя Госкомимущества А. Кох, а от Минфина подписал известный А. Вавилов.
Любопытная деталь: процесс создания "Сибнефти" и появление указа, как говорят, обошелся ее инициаторам в 50 автомобилей - от "Лады" до американских джипов. Они были проданы заинтересованным лицам по сверхзаниженным ценам. Продавцом выступила фирма "Балкартрейдинг", работающая с "Ноябрьскнефтегазом". Ее руководитель позднее был арестован, а ряд важных чиновников, причастных к покупке машин, в том числе и. о. Генерального прокурора А. Ильюшенко, лишились своих мест. Так расчищалось поле вокруг "Сибнефти", хотя были и трагические примеры. По некоторым подсчетам, не менее 20 летальных исходов так или иначе сопровождали становление новой компании. Впрочем, этот факт является не исключением, а правилом вообще для всего российского бизнеса.
Были, правда, у "Сибнефти" и более серьезные проблемы. Так, уже через 2 года после указа Б. Ельцина - в 1997 г. - Счетная палата, контролируемая тогда КПРФ, подсчитала, что в результате деятельности "Сибнефти" государственная казна недосчиталась огромных средств. Речь шла о сотнях миллионов рублей.
С 1996 г. московский филиал "Сибнефти" возглавил Р. Абрамович. А с 1997-го он становится членом совета директоров всей фирмы. Его влияние росло год от года, и карьерному росту не помешали даже возбужденные против него уголовные дела. Окончательной демонстрацией силы Р. Абрамовича стало недопущение плана Б. Березовского и М. Ходорковского по слиянию "Сибнефти" и "ЮКОСА". Новая компания могла стать третьей в мире, но место Романа Аркадьевича было в ней не определено, и сделка не состоялась.
Уход "отца"
В 1997 г. в совет директоров "Сибнефти" вошел друг Бориса Абрамовича - Бадри Патаркацишвили. Он отвечал за работу ОРТ - любимого дитя Березовского, а вернее - за его финансирование. Говорят, что "электронная дубинка" олигарха существовала во многом благодаря помощи той же "Сибнефти", "Аэрофлота" и Объединенного банка. Это его и подвело.
Порочная страсть к политическим играм и интригам не осталась безнаказанной. Большинство дочерних структур вокруг "Сибнефти" контролировал уже Р. Абрамович. Тогда его не интересовала политика, а только бизнес.
Но главная кузница денег появилась все же за границей. Для продажи нефти на международном рынке была создана швейцарская фирма "Руником". О ней ходит множество слухов. Один из самых любопытных - о том, что за последние 4 года фирма истратила кучу долларов на отдых наших чиновников за рубежом. Второй - о том, что "Руником" вложила не менее 1 млрд. долларов в покупку недвижимости, и в частности роскошных яхт и вилл на южном побережье Франции. Законность этих сделок сейчас расследует французская прокуратура.
Некоторое время назад Б. Березовский понял, что выпустил из рук нити управления своим детищем. Но вернуться на прежних правах уже не удалось - место оказалось занятым его компаньоном. Мало того, говорят, что именно Р. Абрамович посоветовал Б. Березовскому уехать от "Сибнефти" подальше. В ответ он услышал подобный же совет - уехать на край земли, на Чукотку, чтобы пережить путинские, неопределенные для них времена да и войти в политику с парадного входа.
А что же "Сибнефть"? Компания успешно работает, оставаясь самой динамично развивающейся в своем секторе, пытается захватить новые нефтяные куски. И что-то непохоже, что ее ждут тяжелые времена. Опыт менеджеров, приобретенный еще с 1995 г. и предназначенный не только для нефтяного бизнеса, для власти бесценен. А кто же будет пилить сук?..
И еще одно соображение. Можно по-разному судить наших олигархов. Но следует отметить, что благодаря проведенной приватизации - а она случилась раньше или позже в любом случае - крупнейшие, основные куски государственной собственности остались за российскими гражданами. А значит, и огромные деньги, даже вывезенные за рубеж, все равно имеют значительный шанс вернуться на родину и работать на нашу экономику. Такого не произошло ни в одной из бывших соцстран. Польшу, Венгрию, Чехию и другие разделили между собой немецкий, американский, японский и французский капитал. Это надо понимать. Хотя едва ли стоит думать об отечественных олигархах как об ангелах божьих.