Примерное время чтения: 7 минут
142

Эдуард Розовский: «Голову Мишулину мазали вареньем и пускали змей...»

"ОДНАЖДЫ во время съемок "Белого солнца пустыни" на Каспии поднялся шторм. Я решил вытащить на сушу нашу единственную лодку, чтобы она не разбилась о камни. Стал отталкивать ее от берега, но вдруг девятый вал опрокинул посудину, вверху мелькнуло мокрое днище. Меня ударило лодкой по голове и закопало в песок. Сознание на миг отключилось. Через миг она рухнула мне на ногу и раздробила стопу. Полкартины я снимал в гипсе: передвигался на костылях и на операторской тележке по рельсам... Это была та самая лодка, на которой Верещагин плывет к захваченному баркасу. На ней же мы вместе с Пашей Луспекаевым по вечерам ходили рыбачить - за осетрами для усадьбы таможенника".

КИНООПЕРАТОР Эдуард Розовский, снявший три легендарных фильма - "Человек-амфибия", "Белое солнце пустыни" и "Начальник Чукотки", - подчас заставлял актеров делать то, чего они делать совсем не хотели и даже боялись. Актеры протестовали, но все-таки подчинялись воле Розовского. А он и сам мучился не меньше их. Одна из таких историй произошла с Людмилой Гурченко на съемках кинокартины "Старые стены": "Для Гурченко это был первый фильм после долгого перерыва. Она играла директрису текстильного комбината. По сюжету у главной героини есть взрослая дочь. И этот момент внезапно осложнил наши отношения: Людмила, как и все актрисы, которые давно не снимались, хотела быть на экране молодой и неотразимой. Я же, наоборот, подчеркивал ее возраст и стремился к тому, чтобы мать не выглядела моложе дочери - "углублял" боковым светом морщины и складки у губ. Она возмущалась: "Ты опять меня калечишь! Под носом тень, под глазами черт-те что! Мне это не нужно!" Я уговаривал: "Люсечка, дорогая, остынь", - и продолжал снимать ее так, как считал нужным. А она в ответ демонстративно подносила к лицу кулак и сворачивала себе нос на сторону, показывая, как, мол, я ее сознательно уродую".

На съемках фильма "Обратная связь" они снова не сошлись во взглядах. К тому же Гурченко серьезно повредила ногу: "Во время работы над другой картиной она танцевала с Олегом Поповым, тот неловко ее закрутил, упал на Люсю и сломал ей ногу в нескольких местах от бедра до ступни. В больнице сказали: "Множественный оскольчатый перелом". Несколько месяцев Гурченко пробыла в высоком гипсе. Чтобы не прерывать работы, я возил ее на тележке по павильону, а она имитировала шаг".

Мучения Саида

В "БЕЛОМ солнце пустыни" не выдержал Спартак Мишулин, которого закапывали в каракумский песок: "Сначала он не возражал, чтобы закапывали. Надо так надо. Но температура зашкаливала за плюс 50, Спартак сильно страдал. Я ставил в яму табуретку, сажал Мишулина, закрывал ему шею кошмой, чтобы не жгло шею, и ждал, пока солнце поднимется в зенит, песок раскалится, вены на голове Саида вздуются, глаза вылезут из орбит и лицо станет багрово-фиолетовым. А чтобы было пострашнее, мазал ему щеки и лоб вареньем, пускал рядом змей и привязывал орла-могильщика. Спартака облепляли мухи, он строил ужасные гримасы. А в обеденный перерыв - кто же будет на час выкапывать его из ямы? - накрывали зонтиком, давали сигарету в зубы и наливали минералку. Группа обедала тут же. Не забывали и Мишулина, правда, есть ему не очень хотелось. И так три дня - в 5 утра закапывали, к ночи освобождали... Этот эпизод снимали трижды: первый дубль в Москве зарубили как излишне жестокий, второй погиб из-за брака пленки. А потом взвился на дыбы сам Мишулин: "Делайте, что хотите, я больше в яму не полезу!" Вся съемочная группа пришла к нему с поклоном. В конце концов уговорил режиссер фильма Мотыль.

"Конь" Абдуллы

ПОТОМ Розовский усадил Абдуллу - Кахи Кавсадзе на плечи второго режиссера: "Снимали эпизод, когда Абдулла подъезжает к нефтяному баку, где скрывается Сухов с гаремом. Надо было взять Кавсадзе крупным планом, а конь под ним был горячий и не стоял на месте. Тогда я предложил: "Пускай Кахи слезет с коня и сядет на плечи Володи Степанова, а тот станет переминаться с ноги на ногу". Так и сделали. Володя с трудом топтался в песке босыми ногами, а Кавсадзе, крупный человек, еще и уздечку накинул ему на шею, командуя: "Давай, веселее! Гарцуй!"

На съемках "Человека-амфибии" четырежды едва не погиб Ихтиандр - Владимир Коренев: "Мы делали очередной дубль опасной сцены: водолазы под водой хватают Ихтиандра, срывают с него маску, а он от них отбивается. Никаких других дыхательных приспособлений у Коренева не было. Борьба для достоверности шла всерьез. В итоге он чуть не захлебнулся. Другое ЧП случилось во время съемок сцены, когда капитан Зурита заковывает Ихтиандра в наручники, а тот вырывается и бежит мимо трюмных люков, затянутых брезентом. Под брезентом провал в несколько метров, а на дне груда ржавого железа. Упасть на него с высоты - верная смерть. Все знали, что под брезентом люк, никто в ту сторону не ходил. Но Коренев, промчавшись в горячке по палубе, все-таки вскочил на люк, брезент под ним затрещал и провалился. К счастью, Володя в падении раскинул руки и успел схватиться за подвернувшуюся перекладину".

В "Дон Кихоте" Розовский поставил себя на место Николая Черкасова, которого требовалось привязать к крылу мельницы: "Я должен был проверить крепость этого крыла - попросил, чтобы провернули несколько оборотов. Ощущение было отвратительное, особенно когда висел вниз головой. Черкасова потом поднимали только до половины и не вращали вкруговую. Он поджал губы: "У меня есть дублер, его и крутите".

Когда снимали "Сказку про влюбленного маляра", чуть не утопили Водяного - Георгия Штиля. "Была поздняя осень, вода покрылась ледяной крошкой. Штиль должен был появиться из-под воды и сказать несколько реплик. Его одели в штаны от гидрокостюма, намазали торс салом. Я сказал: "Жора, выпусти воздух из штанов, иначе тебя будет опрокидывать". Но его все равно вытолкнуло на поверхность. Дал ему в руки груз от крана - опять перевернуло попой кверху. Тогда Штилю привязали груз сзади к штанам. Прошло десять секунд, тридцать, снизу идут пузыри. Мы в чем были попрыгали в воду. Веревка оказалась слишком длинной, груз упал на дно и держал Жору, как якорь".

Недавно 75-летний Эдуард Розовский снял очередную серию "Убойной силы", где тоже поспорил с одним из актеров - мэтру показалось, что тот не так двигается. Серия называется "Роль второго плана", а провинившийся артист сыграл там режиссера. На этот раз никто не пострадал.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно