Примерное время чтения: 6 минут
133

Закон о разбазаривании недр

ПОСЛЕДНЮЮ неделю все первые страницы газет были забиты сообщениями об образовании третьей по величине нефтяной компании в России. Однако многих нефтяников сделка между ТНК и английской "Бритиш Петролеум" неприятно удивила. Пресса деликатно назвала это "слиянием", хотя какое уж тут слияние, если британцы просто купили активы ТНК и "СИДАНКО"? Да и всегда ли полезно для России - отдавать недра иностранцам, вот в чем вопрос.

НА ПЕРВЫЙ взгляд - не очень. Дело в том, что наш Налоговый кодекс относительно нефтедобычи и так один из самых "вкусных", не ровня британскому. А "Бритиш Петролеум" теперь получила полностью в свои руки отличные месторождения - освоенные, с развитой инфраструктурой и доказанными извлекаемыми запасами "черного золота".

На второй - еще хуже. "АиФ" уже писал о том, сколько денег теряет бюджет государства (по некоторым оценкам, до 15 млрд. долл. ежегодно) из-за того, что многие российские месторождения осваиваются на основании "соглашений о разделе продукции" (СРП). Этот странный закон дает существенные налоговые льготы компаниям (как правило, иностранным), качающим нефть или газ на "трудных", малорентабельных месторождениях. В свое время (когда у нас упала добыча нефти, а крупных, богатых и опытных нефтяных корпораций не было) этот закон имел смысл. Сегодня он морально устарел. Доклад Социально-Экологического союза о работе нефтяных операторов на Сахалине (кстати, именно в режиме СРП) заставляет задуматься об этом снова.

Киты ныряют в нефть

ПРЕДСТАВЬТЕ себе: вы - нефтяная компания, получившая лицензию на добычу нефти в чужой и абсолютно безразличной вам стране. Вы знаете, что в этой стране с загрязнением окружающей среды "все в порядке": и без вас дымят трубы, а в реки сливается вся таблица Менделеева. Вопрос: станете ли вы напрягаться и соблюдать международные экостандарты (не говоря уже о российских законах), что, кстати, требует немалых денег? По мнению экологов, нефтяная компания "Сахалин Энерджи" - "Шелл", работающая в проекте "Сахалин-2", твердо отвечает "нет". Буровые отходы и сточные воды она сбрасывает прямо в море, на нефтедобывающей платформе "Моликпак" постоянно сжигается попутный газ, а при ее установке было повреждено дно. А еще она планирует сбрасывать производственные и бытовые отходы в залив Анива на юге Сахалина.

Причина, по которой бьются в истерике дальневосточные экологи, - западно-тихоокеанские серые киты, местом обитания, к досаде нефтяников, выбравшие сахалинский шельф. Более того, место китового пастбища как раз пролегает неподалеку от платформы "Моликпак" и точек, где другой иностранный оператор - "Эксон ПЛ" (проект "Сахалин-1") собирается установить несколько буровых установок.

Истинное лицо СРП

НЕФТЕДОБЫЧА - дело непредсказуемое, рискованное. Самое малое, что грозит китам, - акустические нагрузки, которые возникнут из-за сейсморазведок и работ на шельфе. Ничего хорошего им не сулят и выбросы отходов, а также реактивов, которыми нефтяные компании нейтрализуют нефтяные разливы. Это уже не говоря о самих разливах. Тем более что от платформы "Моликпак" собираются проложить трубопровод как раз по китовому пастбищу. Экологи (под требованием подписались руководители 50 экологических организаций, и российских, и международных) призвали "Сахалин Энерджи"- "Шелл" и "Эксон НЛ" перенести свои сооружения в более безопасные места. Естественно, все это встало бы разработчикам месторождений в копеечку. Поэтому "Сахалин Энерджи" просто заявила о том, что выделяет 5 млн. долл. на исследование серых китов. Решение элегантное и дешевое. Случись же какая-либо авария или землетрясение, из-за которого нефтепровод повредится, - и исчезающий вид млекопитающих уже ничего не спасет. Правда, сами нефтяники "ушли в отказ". По словам главного исполнительного директора компании Стива МакВейя, "Сахалин Энерджи" и серые киты мирно сосуществуют в акватории Охотского моря".

Все это звучит угрожающе, но больше похоже на журналистскую "утку": дескать, нагнетаем обстановку, пугаем обывателей, а на самом деле зарубежные компании еще 100 лет мирно будут качать нефть и ничего не случится. Но депутат Сахалинской областной Думы А. Черный в своем докладе на недавних парламентских слушаниях в Госдуме говорил о том, что, согласно мировой экологической статистике, самый главный загрязнитель акваторий - танкерный флот. Специалисты помнят экологическую трагедию с танкером "Эксон-Валдис" на Аляске. Тогда нефтяной компании "Эксон" пришлось выложить более 3 млрд. долл. для ликвидации последствий трагедии.

А теперь представьте себе, что авария на Сахалине все-таки произошла. Кто будет нести расходы? От иностранной стороны соглашение подписано корпорацией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд", зарегистрированной на Бермудских островах. Понятно, что если "Лтд" (по-нашему - ООО), то ответственность будут нести учредители. А учредители - "Марафон Сахалин, Лтд", зарегистрированная на Каймановых островах, "Мицуи Сахалин Девелопмент Компани, Лтд" (Япония), "Мак-Дермот Сахалин Инк.", зарегистрированная в Панаме. Как вы думаете, как скоро сможет Россия (и сможет ли вообще) получить какие-либо компенсации с "бабушкиных" компаний?

Все по дешевке

ДОБЫВАТЬ нефть и газ на Сахалинском шельфе очень дорого. Для этого месторождения и были "отданы на откуп" на условиях СРП иностранным компаниям, у которых хватит терпения ждать приличной рентабельности проекта 25-30 лет. Когда работы по "Сахалин-2" только затевались, предполагалось, что для добычи нефти на шельфе спроектируют уникальную платформу с учетом специфических условий Охотского моря. Там и сейсмичность до 10 баллов (район печально известного Нефтегорска), и полутораметровый дрейфующий лед, и глубина 30 м. Стоила бы такая платформа от 600 миллионов до 1,0 миллиарда долларов. Но оператор "Сахалин-2" купил по цене металлолома (30 млн. долл.) устаревшую "Моликпак", отработавшую в конце 80-х в море Бофорта. Использовалась она как временное сооружение и абсолютно не была предназначена для добычи нефти. Сегодня этому ноу-хау исполнилось 23 года, и инвесторы предполагали, что на нем будут пахать еще лет 20. К слову: в японские порты не допускаются танкеры старше 15 лет - из соображений экологической безопасности.

А почему западным компаниям это должно не нравиться? Дешевая нефть, которую можно качать на дряхлом оборудовании, в льготном налоговом режиме, а если что - и смыться от ответственности можно! Выходит, сами русские виноваты, такой "хороший" закон у них действует - закон о разбазаривании недр. СРП, другими словами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно