Примерное время чтения: 4 минуты
130

Мучения на предмет учения

ОБРАЗОВАНИЕ стало бизнесом: за последние годы в России появилось около 500 коммерческих институтов. Но выжили не все. Только больше половины из них получили аккредитацию Минобразования и выдают дипломы государственного образца.

НОВЫЕ вузы берутся обучать студентов юриспруденции, финансам и бухгалтерии, гостиничному бизнесу, туризму и даже медицине. Стоимость колеблется от 500 до 3000 долларов в год. "Цены они могут устанавливать, какие пожелают", - объясняет нам начальник управления аккредитации Минобразования Елена Геворкян.

Точнее, предел есть, но нижний. В Минобразовании подсчитали, что, например, в Москве обучить одного студента стоит 800-1000 долларов. Если институт устанавливает цену ниже, у министерских проверяющих возникают вопросы. Государственные вузы теперь тоже охотно принимают за деньги. Поэтому частные, как правило, берут дешевле.

Чем же привлекательно частное образование? Прежде всего поступить гораздо проще. Сравним хотя бы конкурс на популярный экономический факультет в Казанском государственном университете и в негосударственном Татарском институте содействия бизнесу. В первом за место каждый год борются не меньше 8 человек, во втором - 2,5.

Вступительные экзамены тоже отличаются. Чтобы поступить в госуниверситет, надо сдать математику, сочинение и обществознание. В татарском негосударственном вузе - ответить минимум на 60 из 100 вопросов в компьютерном тесте. И отдавать по 18 тыс. руб. в год. В Казанском университете - 28 тыс.

Программы похожи - преподают по одному стандарту, утвержденному Минобразования. Но разница все-таки есть. "У нас большие возможности, - говорит проректор Казанского госуниверситета, - библиотека в 5 млн. книг, обсерватории, отдельные корпуса для "гуманитариев" и "технарей", лаборатории, 7 корпусов общежитий, спорткомплекс. Но главное - преподаватели: каждый пятый - доктор наук, четыре академика РАН, 25 академиков госакадемий".

Коммерческие вузы такой масштабностью похвастаться не могут.

Иногда случается, что вуз умирает прямо посередине учебного процесса. Его могут лишить лицензии или аккредитации. Причины примерно одинаковые. Скажем, учебному заведению разрешили принимать 100 человек, а руководство в погоне за дополнительными деньгами приняло 200. Или в документах указывают один адрес, а потом переезжают куда-нибудь, где подешевле. Могут наказать и за плохое преподавание: Минобразование время от времени устраивает проверки знаний студентов. Разница между лицензией и аккредитацией в одном. Лицензию отбирают на время - до устранения недостатков. Аккредитацию - обычно навсегда. Диплом выпускника такого горе-института ничего не будет стоить.

Лицензии теряли Институт международного бизнеса и Институт предпринимательства и международных связей (Ростов-на-Дону), Белгородский гуманитарно-экономический институт, Университет имени Рериха в Воронеже, Пятигорский филиал Международной академии предпринимательства (Москва), Воронежский экономико-правовой институт, Московский институт социальных отношений и права (Новосибирск). Аккредитации лишили Международную высшую школу в Москве и Верхневолжский институт бизнеса и права в Твери.

"Студенты и преподаватели остаются на улице, - объясняет Елена Геворкян. - Если, конечно, в договоре, который студент заключает с институтом, не было указано, что в случае чего вуз обязуется вернуть деньги или устроить студента в другое учебное заведение".

Работодатели пока чаще ценят проверенный диплом. "Однажды у нас на одно место претендовали двое, у одного был диплом МГТУ им. Баумана и опыт работы в полгода, другой - выпускник Русского университета инноваций, он с 3-го курса работал по специальности, - рассказали мне в кадровом агентстве "Бест-консалт". - Как только работодатель узнал об образовании, сразу выбрал бауманца".

В США число негосударственных вузов в 2 раза больше, чем государственных, и степень доверия к ним выше, чем у нас. Однако обучается в них только четверть всех студентов страны. В Японии число обучающихся в негосударственных вузах существенно больше, чем в государственных. Но эти вузы принадлежат обычно крупнейшим корпорациям, которые готовят специалистов для себя.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно