Примерное время чтения: 6 минут
162

Женский взгляд на солдатские будни

МАЙ - самый разгар весеннего призыва. Корреспондент "АиФ" отправился в часть, чтобы узнать, как несут службу солдаты-срочники и их "отцы" - командиры.

ВОЕННЫЙ городок Н-ск не отмечен на карте. Он обнесен колючей проволокой и охраняется вооруженными людьми. На километры вокруг тянется густой лес. Здесь готовят стрелков, водителей военных машин, химиков и санинструкторов.

Люди из народа

"ЧАСТЬ личного состава плац чистит, у другой - дневной сон", - доложил мне замкомандира части подполковник Сергей Галкин (фамилия изм. - Ред.), пока мы шли в казарму. На кроватях действительно спали бойцы. В углу - турник, штанга, груша. "Спортивный уголок, - гаркнул Галкин. - Каждый должен за 10 секунд несколько раз отжать собственный вес". "Тише, - прошептала я. - Бойцы спят". Подполковник окинул взглядом комнату: "Да, спят. Им в караул идти ночью". И принялся кричать дальше: "А видите телевизор? После ужина - просмотр новостей. В остальное время телевизор смотреть запрещено и радио слушать - тоже. Вдруг попадется волна, где скажут, что противник России - наш союзник. Это может деморализовать бойца. Мы проводим работу над уяснением личным составом политики государства".

Рядом с кладовой висит плакат: "Наркомания разрушает не только организм солдата, но и мозг". "В армию идут люди, так сказать, из народа, - поясняет Галкин. - Бывают и наркоманы". Но наркоманы - это еще не самое страшное. Рассказывают, что однажды в часть из Ленинградской области попали сатанисты. В разных местах начали появляться какие-то странные знаки. Около казармы нашли собаку с перерезанным горлом. Пришлось позвать представителей Русской православной церкви, чтобы они с бойцами побеседовали. А сатанистов раскидали по разным частям.

Служба в Н-ске как служба: подъем в шесть утра, зарядка, завтрак. Потом "развод": одни - на кухню, другие - на занятия, огневые, строевые, изучение тактики, устава. Раз в неделю - стрельбища. Мимо нас строем прошагали бойцы в противогазах. "Отрабатывают химическую атаку", - пояснил Галкин.

Солдат голоден всегда. Хотя в части есть свое подсобное хозяйство. Бойцы выращивают огурцы, капусту и даже кроликов и свиней. Правда, в солдатский котел все эти деликатесы почему-то не попадают. Поэтому основа всего - различные каши.

"А у тебя сигареты есть? - Глаза бойца загораются. - Нам тут "Приму" курскую привозят. Сигареты эти на складе годами лежат вперемешку с мылом, во рту потом привкус остается, не отплюешься". На территории военного городка вообще-то работает ларек, но пользуются им лишь избранные, даже несмотря на то что недавно солдатам подняли денежное довольствие с 36 руб. до 100 руб. в месяц. "А мы этих денег все равно не видим. - Маленький солдат равнодушно пожал плечами. - "Дедам" отдаем. А то, что родители присылают, сержанты отбирают: проходят по тумбочкам и выгребают все, что найдут. Мне мама носки теплые на зиму привезла, старшина отобрал. Не положено, говорит".

Первые полгода на тяготы армейской жизни жалуются все. Но потом на вопрос: "Жалеешь, что пошел?" - отвечают так: "Дисциплина и трудности закаляют. Потом на "гражданке" по-другому на жизнь смотришь".

Офицерское житье

"НЕДАВНО к нам генерал приезжал, - рассказывает командир части Владимир Иванов (фамилия изм. - Ред.). - Наш выпускник у него водителем работает. Генерал его хвалил, удивлялся только: почему он все время за коробку переключения скоростей держится? А мне неудобно сказать, что это он на нашей учебной привык, где надо скорость держать, чтобы она не вылетела. Машины-то старые, на ходу разваливаются".

Офицеры говорят, что с финансированием стало получше. "Еще два года назад я не мог заплатить за хлеб, - вспоминает Иванов, - на полмиллиона рублей набрали в долг. К директору на поклон ходил. Дал он мне машину хлеба, мы насушили сухарей и неделю ими питались".

Для того чтобы прокормить личный состав, военный городок отчаянно экономит на электроэнергии и горячей воде. На все свои объекты военная часть поставила счетчики воды, тепла и энергии. И - о чудо! - оказалось, что потребляет армия раза в полтора меньше того количества, за которое ее заставляют платить. Оно и неудивительно: моются в бане солдаты один раз в неделю.

Офицеры в основном живут в общежитии. За последние шесть лет Управление расквартирования и строительства выделило две квартиры. В следующем году обещают еще две. Общежитие стоит 510 рублей в месяц. Заработок офицера - 4-5 тысяч рублей.

Длинный узкий коридор соединяет пять комнат. В них живут три семьи офицеров. У каждой из них по двое детей. Санузел и кухня - общие, ванны нет. Несколько лет назад семьи скинулись и за свои деньги оборудовали душ.

"Вы извините, что у нас мебели нет. - Жена офицера проводит меня в практически пустую комнату. - Потолок все время протекает, и смысла нет ничего покупать. У соседей стенка была - сгнила. Мы просто пол и стены коврами завесили, чтобы отваливающейся штукатурки видно не было".

Сюда они приехали шесть лет назад из Челябинска - муж служит в этой части. "Многие коллеги мужа ушли из армии, - говорит она, - теперь в частных фирмах. Я своему говорила: "Давай уедем. Здесь же ни кино, ни театров, магазин один. Народ потихоньку спивается". Но он не соглашается. "Я - офицер, - говорит, - и своим званием горжусь".


Анекдот в тему

Прапорщик приходит домой и говорит жене:

- Жрать давай!

Жена жалуется:

- Я так устала. За весь день ни разу не присела...

Прапорщик сжалился над ней и заставил ее присесть двести раз...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно