СКОРО в книжных магазинах появится книга известного публициста Владимира НИКОЛАЕВА "Водка в судьбе России". Автор прослеживает историческую судьбу этого народного напитка, рассматривает "эволюцию" всенародной любви. Первыми с фрагментами рукописи могут познакомиться читатели "Аргументов и фактов".
АМЕРИКАНСКИЕ исследователи утверждают, что человек начал "закладывать за воротник" не менее 50 тысяч лет назад: много раньше, чем научился говорить. В Древнем Египте людям, чурающимся вина, показывали изображение мумии, говоря при этом: "Смотри на него, пей, наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким".
Русские начинают и выигрывают
ПО СРАВНЕНИЮ с Европой в России пить начали много позже. Однако к концу X века привычка к выпивке настолько укоренилась, что повлияла на выбор веры. Великий князь Киевский Владимир, делая выбор в пользу христианства, вынужден был учитывать пристрастие населения к хмельному веселью. Мусульманство, запрещающее винопитие, было отвергнуто. Князю Владимиру приписывают знаменитую фразу "Веселие Руси есть питие". Беда в том, что, по словам известного русского историка Н. Костомарова, "русские стали придавать пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть богатыря измерялась способностью перепить других".
Власти, кстати, довольно быстро научились извлекать выгоду из этого пристрастия. В договорной грамоте Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославовичем 1265 г. уже говорится о таможенной пошлине за провоз хмельного зелья. Примерно к этому времени на Руси появились и борцы с пьянством. Первая на Руси "антиалкогольная кампания" была объявлена белгородским епископом Григорием, обратившимся к народу со "Словом против пьянства": "Прекратите, братья, проклятое пьянство, ибо на радость нам дал Бог напитки, а не на пьянство". Но в целом власть и церковь относились к потреблению водки снисходительно. Хотя в 1410 г. московский митрополит Фотий официально запретил монахам торговать вином и ругаться матом, однако в своем рескрипте проявил и снисхождение: разрешил пить после обеда. Запрет не помешал монастырям заниматься винокурением, и они получали от этого серьезный доход, конкурируя с государством. Конец церковному винокурению положил царь Петр, приказав монахам сдать все оборудование. В 1765 г. Екатерина II запретила заниматься винокурением всем сословиям, кроме дворянства. При этом "квоты" на производство водки давались в зависимости от родовитости и значимости персоны.
Пей, но не до смерти
ВМЕСТЕ с распространением пьянства стали появляться и первые антиалкогольные установления. В начале XVI в. были приняты "кабацкие правила", в которых держателям кабаков предписывалось следить, чтобы "никто от безмерного питья до смерти не опился". Нарушителей наказывали кнутом, батогами и штрафом.
Но народ трудно отвадить от злоупотребления зеленым змием, если сами правители на протяжении всей русской истории подавали примеры пьяного непотребства. При государе Василии III напивались даже во время официальных посольских обедов. Послы жаловались: "Отказываться не позволяется ни под каким предлогом". Отчаянным пьянством славилось придворное застолье при Петре. Царь не терпел "уклонистов" и во время попоек велел ставить к дверям караул. Из ближайших собутыльников он учредил шутейскую "Коллегию пьянства" из 12 "кардиналов" - самых отъявленных и стойких выпивох. Не забывал Петр и о веселье трудового народа: ввел обычай ежедневно выдавать по чарке бесплатной водки всем петербургским матросам, солдатам, рабочим верфей, грузчикам и строительным рабочим. Разливали, правда, низкосортную, плохо очищенную водку, которую народ прозвал царской мадерой. Этот обычай, кстати, пережил все революции, и во время Великой Отечественной войны солдатам на фронте наряду с махоркой регулярно выдавали "100 грамм окопных".
На протяжении "водочной истории" России государство несколько раз то отменяло, то вводило госмонополию на производство и продажу водки - в зависимости от состояния бюджета. Однако народ продолжал пить, невзирая ни на что. В резолюции первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством (декабрь 1909 г.) говорилось, что "казенная винная монополия не оправдала тех обещаний в смысле отрезвления народа, на которые рассчитывало правительство".
Кстати
Водка теряет популярность
НАШИ соотечественники стали меньше пить. Водки. Впервые в этом году россияне выложат за нее меньше денег, чем за пиво: 6,2 млрд. долл. против 6,5 млрд. долл. А всего на алкогольные напитки народ готов потратить 16,2 млрд. долл. Количество разливаемой водки в стране резко снизилось за последний год - спроса нет. Зато растет производство пива и вина.
О том, как на Руси появились первые "водочные олигархи", как водка превратилась в оружие пролетариата, как в разных государствах в разные эпохи боролись с пьянством, читайте в следующем номере "АиФ".