СТОИМОСТЬ многих товаров и услуг в России - под стать западным. А по статистике ООН, по уровню жизни наша страна находится на 60-м месте в мире - между Малайзией и Доминиканской Республикой. Единственное, что приходит в голову, - цены в нашей стране вообще ни от каких экономических причин не зависят. У кого на сколько совести хватает - тот столько и просит.
Не в нашу пользу
ПРОЩЕ всего сравнивать цены на продукты. Например, пакет отечественного молока стоит около 20 рублей. Столько же, сколько в Германии - одной из самых развитых европейских стран, где средняя зарплата больше 2000 евро. А наша средняя и до двух сотен у. е. недотягивает.
Цены в промтоварных магазинах выглядят просто вопиющим издевательством. Не самый качественный полушерстяной свитер стоит в России на 30-40% дороже, чем такой же в Италии, Франции или Испании. Джинсы - рабочая одежда американских ковбоев и мечта советских диссидентов - у нас тянут долларов на 100. Те же штаны в объединенной Европе и далекой Америке можно найти за треть от этой цены. "Нищие" россияне вынуждены платить за путевку за границу в полтора-два раза больше, чем преуспевающие бюргеры.
Мобильные компании и вовсе беспредельничают. Например, в Великобритании за 30 долларов можно получить 100 минут разговора. За 40 долларов американец говорит 600 минут, в выходные вообще не платит. И "входящие" - бесплатно (хотя, разумеется, платит тот, кто звонит). Большинству из наших соотечественников приходится считать каждую минуту.
Кто виноват
НЕКОТОРЫЕ эксперты пытаются объяснить высокую стоимость жизни в России на уровне экономической теории. "Курс валют, установленный ЦБ, искусственный. По паритету покупательной способности доллар должен стоить не 30, а 8-10 рублей. И все сегодняшние цены можно было бы смело делить примерно на 4", - говорит Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Впрочем, в таком случае "прогорели" бы экспортеры, а вместе с ними и весь российский бюджет.
Другие винят во всем запутанную цепочку, по которой проходит товар от производителя до полок в магазине. "Одежда, далеко не лучшая по качеству, покупается в Турции и арабских странах за копейки, - говорит Виктор Пантелеев, президент Российского союза производителей одежды. - Затем посредник накручивает свою прибыль. Причем в цепочке он может быть не один". Соглашается с ним и сотрудник РАН Дмитрий Раков: "Закупочная цена молока у колхозов - 4-4,5 рубля за литр. Покупатель в магазине платит 20 рублей. Конечно, нужно учитывать расходы на транспортировку, пастеризацию, упаковку. Но ведь разница - 500%!"
Сверхприбыль рвут не только посредники, но и производители. Особенно когда речь идет о мобильной связи или нефтепродуктах. Надежда Голубева, аналитик компании "АТОН", говорит, что рентабельность наших сотовых компаний - 50%. За рубежом - 35-40%".
Любимый аргумент владельцев нефтяных компаний - топливо в России пока дешевле, чем на мировом рынке. В Европе цена литра превышает доллар. Российские олигархи готовят автовладельцев к тому, что бензин в нашей стране должен подорожать до 15-20 рублей.
"Но в Европе цена складывается немного иначе, чем у нас, - говорит Дмитрий Раков. - 15% идет на оплату добычи и транспортировки, еще 15% получает продавец, а 70% - это налоги, они идут в доход государства". Так что часть тех немалых денег, которые европейцы отдают за литр топлива, все равно возвращается к ним в виде социальных пособий. В России нефтяники делиться, похоже, не собираются.
Главный парадокс: как при таких ценах и таких зарплатах товары хоть кто-то покупает? Ведь закон рынка - цена не может быть завышена. Товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить. И вообще без посредника на рынке не обойтись.
Так может быть, денег у россиян чуть больше, чем записано в статбюллетенях? Андрей Нещадин, директор Экспертного института, объясняет, что, хотя людей, находящихся у черты бедности, в России достаточно, доходы среднего класса находятся на вполне приемлемом уровне. Поэтому д.ороги у нас именно те товары, которыми пользуется средний класс.
Как "обуздать" цены, чтобы не страдали самые бедные? Во многих арабских странах, например, существуют ограничения на торговую наценку. Каждый день газеты публикуют оптовые цены на сельхозпродукты. Торговцы не имеют права накручивать больше 15%. Иначе их просто лишат лицензии. Может быть, это решение?
Российское правительство тоже неоднократно задумывалось над тем, как остановить цены. Но почему-то эти предложения так и не заработали. Есть, например, закон, что аптеки не имеют права накручивать на "жизненно необходимые лекарства" больше 25%. На деле, по пути от завода до прилавка, медикаменты дорожают чуть ли не вдвое. Раньше существовали ограничения на наценки на детские товары - теперь они приказали долго жить. Что вы хотите? Рынок.
Но россияне еще с гайдаровских времен на собственной шкуре осознали, что рынок - конечно, хорошо, но это не панацея. В странах "развитого капитализма" "перепродавцы" тоже работают. Только там торговлей и посреднической деятельностью занимаются не более 2% всех предприятий. А в России - около 10%. В первом полугодии российский розничный рынок, по оценкам аналитиков, вырос на 20%. Выручка крупных торговых компаний достигает нескольких сотен миллионов долларов в год, а обороты посредников доходят до триллиона рублей.
В нашей стране, где бедных вдвое больше, чем богатых, государство должно взять под контроль хотя бы цены на социально значимые товары: молоко, хлеб, лекарства, детские вещи. В конце концов, это покупатель должен диктовать рынку свои условия, а не наоборот.
Смотрите также: