Примерное время чтения: 8 минут
113

"Подводные рифы" Сергея Иванова. Как гражданский начальник руководит военным ведомством

50-ЛЕТНИЙ министр обороны Сергей ИВАНОВ даже внешне выбивается из сложившегося стереотипа российских военачальников. Он спортивен, подтянут, всегда одет в идеально сидящий костюм. Свободно владеет английским и шведским языками. Увлекается интеллектуальными детективами. Любит Моэма и Голсуорси, которых читает на языке оригинала, преферанс и качественные светлые сорта виски.

КАКОЕ трудное хозяйство ему досталось, видно чуть ли не каждый день. В новостях то и дело сообщают о бегущих из воинских частей солдатах и падающих вертолетах, а то и катастрофах на флоте. Под силу ли С. Иванову что-то изменить? На недавнем совещании в Минобороны В. Путин четко дал понять: последовательное строительство Вооруженных сил после радикальной реформы поручено гражданскому министру С. Иванову.

"Шпион, вернувшийся с холода"

СИТУАЦИЯ, когда военными руководит гражданский начальник, привычна для Запада. Считается, что гражданский министр "десять раз отмерит", прежде чем отдаст приказ генералам, психология которых всегда нацелена на войну. У нас в армии таких начальников свысока называют "пиджаками". Но поначалу в Минобороны штатского Иванова восприняли по меньшей мере настороженно. Однако, перед тем как занять главное кресло в российском Пентагоне, как еще называют здание военного ведомства, он сложил с себя погоны генерал-лейтенанта внешней разведки. В ней прошли 18 лет службы.

"Шпион, вернувшийся с холода" - так в романе любимого министром писателя Дж. Ле Карре называют людей, расставшихся с разведкой. Но приобретенные там аналитические навыки, способность находить выход из самых патовых ситуаций и умение работать в режиме стресса дорогого стоят. Но свои "подводные рифы" в Минобороны С. Иванова все же подстерегали.

Ходили разговоры, что многие генералы предпочитали чаще полагаться на мнение начальника Генштаба А. Квашнина. Он пользуется авторитетом у военных, так как прошел все ступени карьеры - от лейтенанта до генерала, хорошо знает армейскую жизнь и обстановку в войсках. Поговаривали и о больших амбициях отдельных генералов и их желании переместиться в министерское кресло. По этой причине многие ожидали, что новый министр избавится от соперников и уволит из подотчетного ведомства всех неугодных. Однако Иванов никогда не рубит сплеча и вообще предпочитает действовать осторожно.

В министерство он привел свою команду: А. Московский, который возглавил управление вооружений; Л. Куделина, сменившая должность заместителя министра финансов на аналогичную в Минобороны; А. Чоботов, которого принято считать правой рукой министра. Но в кабинет министра все имеют равный доступ.

Недавний полет гражданского министра на истребителе на Дальний Восток кое-кто расценил как показное стремление быть "на одной ноге" с военными. Но, говорят, он на самом деле неравнодушен к военной технике.

Между миром и Москвой

ИВАНОВ утверждает, что с будущим президентом познакомился, "когда после окончания университета они оба попали на работу в одно очень маленькое подразделение одной немаленькой организации... Подразделение занималось разведкой".

По другим данным, Путин и Иванов познакомились еще в студенчестве. Они в один год заканчивали ЛГУ, и при выпуске из университета обоим было сделано предложение поступить на службу в КГБ. Ситуация для тех лет вполне типичная. Многие выпускники языковых факультетов, в том числе и филфака, где Иванов штудировал английский, попадали в поле зрения этого ведомства. В качестве одного из тестов при приеме на работу им предлагалось переводить "вражеские голоса" западных радиостанций, подавляемые глушилками. Те, кто через это проходил, утверждают, что экзамен требует уверенного знания языка и колоссальной собранности. Иванов его выдержал. Он и сейчас обладает великолепной слуховой памятью. Говорят, потрясающе легко запоминает тембр голоса и интонации и может удивительно точно скопировать чужую речь. С биографическим багажом у будущего сотрудника спецслужб тоже был полный порядок - выходец из средней российской семьи: мама - инженер на оптиковолоконном предприятии, отца лишился рано. Дядя по материнской линии - капитан дальнего плавания - привил увлечение морской романтикой и рассказами писателя-мариниста В. Конецкого. Ко времени окончания университета Иванов был женат. На свидания к будущей супруге-москвичке студент ездил на поезде. Однажды министр признался, что песня про Бологое, которое "где-то между Ленинградом и Москвой", в их семье особенно популярна. Кстати, его жена - экономист по образованию, - по некоторым данным, продолжает работать. Сослуживцы вроде бы и не подозревают, кто ее муж. Министр как-то пошутил: "Ивановых в России много".

Как известно, В. Путину пришлось прервать карьеру в разведке и стать чиновником ленинградской мэрии. С. Иванов вполне успешно продолжал работать в резидентуре - в Англии, Финляндии. "Я всю жизнь учился не выделяться из толпы", - признается он однажды. (Отсюда пристрастие к серым костюмам?) Однако в последнее время Иванов стал вполне публичным политиком. Надо заметить, что его высказывание о возможности превентивных ударов с целью защитить соотечественников и сограждан наделало немало шума, прежде всего в странах СНГ.

После бегства из страны в 1985 г. О. Гордиевского, который сдал англичанам всех, кого знал в нашей резидентуре, "рассекреченный" в числе других С. Иванов вынужден был прервать работу в Хельсинки и уехать в Кению. Но этот перевод не был понижением. Это сейчас Кения кажется туристическим раем. В те годы африканский континент был сферой особых стратегических интересов страны.

Вслед за президентом он переехал в Кремль и возглавил Совет безопасности.

До и после него СБ больше походил на место почетной ссылки провинившихся госчиновников. Под его руководством этот орган превратился чуть ли не во второй после администрации президента центр принятия стратегических решений по вопросам национальной безопасности, внутренней и внешней политики. Именно там разрабатывалась доктрина информационной безопасности. Ходили разговоры, что при прямом участии секретаря СБ Кремль работал над построением жесткой вертикали власти.

Иванову приходилось выполнять и дипломатическую миссию. В период подготовки первой встречи В. Путина и Дж. Буша в Любляне он несколько раз летал в Вашингтон и вел переговоры с американской администрацией. Наконец, ему принадлежит роль локомотива военной реформы.

На должность министра обороны и назначают людей проверенных. От этого во многом зависит, как в "случае чего" поведет себя армия. В августе 1991 г. недовольство генералов перестройкой и позиция маршала Дм. Язова обернулись для М. Горбачева заточением в Форосе и танками на улицах Москвы. Умевший дружить с силовиками Б. Ельцин ввел тогдашнего министра обороны П. Грачева в свой ближний круг, и в 1993 г. армия безропотно выполнила приказ по "усмирению" парламента.

"Чужой" среди "своих"

МИНИСТР обороны не раз признавался, что больше всего его раздражают армейское разгильдяйство и надежда на "авось". Правда, при этом даже после громких военных катастроф многие военачальники, как ни странно, отделываются легким испугом и продолжают оставаться на высоких должностях.

Между тем для проведения армейской реформы министру нужны настоящие союзники - военные-профессионалы. Похоже, таких людей ему до сих пор остро не хватает. Генералы в большинстве своем к любым новшествам относятся подозрительно. К тому же только один эксперимент по переводу 76-й Псковской дивизии на контрактную основу, по признанию С. Иванова, стоит государству более 2 млрд. рублей. Для создания полностью контрактной армии потребуется свыше 100 млрд. Где найти столько денег в бюджете?

И это при том, что необходимы гигантские средства на новое вооружение, на повышение зарплаты военнослужащим. Недавно С. Иванов пообещал полностью перевооружить Российскую армию. В ближайшее десятилетие на закупку новой техники и вооружения планируется направить более половины расходов по статье "Национальная оборона". В результате к 2010 г. армия должна быть обеспечена современными вооружениями на 35%, к 2013 г. - на 40-45%, а к 2020-2025 гг. должно произойти ее полное перевооружение. Но пока это лишь долгосрочные планы. Тем не менее два последних года строка бюджета на оборонку неуклонно растет. В этом заслуга и военного министра.

Между тем ходят разговоры, что на этой "взрывоопасной" должности Иванов долго не задержится. Периодически его пророчат то на более спокойный и респектабельный пост министра иностранных дел, а то и в премьеры. Как знать, где в дальнейшем может пригодиться его потенциал государственного чиновника? Однако сдаваться и уходить из Министерства обороны он пока не собирается. В запасе у него 10 лет. До пенсии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно