Примерное время чтения: 5 минут
100

Президентская психотерапия

13-й СЪЕЗД Российского союза промышленников и предпринимателей олигархи встречали в тревожном ожидании. Мало того что "чертова дюжина", так еще прошел слух, что накануне делегаты раскололись по поводу того, стоит ли поднимать на съезде "больную" тему "ЮКОСа".

В КОРИДОРАХ Колонного зала Дома союзов царило нервное напряжение. Олигархи старались проскочить в зал незаметно. А толпа журналистов металась от двери к двери в поисках известных лиц. Глава АФК "Система" В. Евтушенков, застигнутый врасплох корреспондентом "АиФ", заметил, что вопреки разным обстоятельствам "диалог власти и бизнеса не может прерваться". "Хотя президент пока не приехал", - суеверно заметил он, скользнув взглядом по часам.

В кулуарах говорили о наболевшем. О. Киселев, например, признавался, что после ареста главы "ЮКОСа" "среди предпринимателей царят разные настроения", и заверил, что РСПП будет добиваться того, чтоб "в период следственных действий Ходорковский находился на свободе". Управляющий директор "ТНК-ВР" В. Вексельберг, напротив, демонстрировал спокойствие и уверял, что "не нужно пугать общественность". "Каждый раз, когда начинают "строить" бизнес в этой стране, мы говорим, что надо паковать чемоданы и уезжать. Но никакого отъема собственности не происходит", - философски рассуждал он.

Здесь вошел В. Путин, и зал в полном составе сорвался на аплодисменты.

Выступление президента звучало примирительно. Он отдал должное представительности организации. Озвучил основные задачи экономики - налоговая и административная реформы, развитие банковской сферы. Приструнил чиновников, "которые только и умеют расширительно толковать свои полномочия", и высказал уверенность, что бизнес поддержит преобразования в ЖКХ и здравоохранении. После его выступления зал вздохнул с облегчением. "Если рука протянута, по ней не бьют. Такая в России традиция", - прокомментировал позднее журналистам прозвучавшее выступление вице-президент РСПП И. Юргенс.

Стресс

ДОКЛАД А. Вольского выглядел как негласный пакт о мире. Выяснилось, что промышленники и предприниматели готовы "скинуться на бедность" и создать в рамках РСПП Центр общественных программ и инициатив. "Копилку средств от благотворителей со всей страны", - подчеркнул президент союза. Он осудил "деструктивные силы общества", которые "подбрасывают идею о РСПП как о клубе олигархов". "Это ложь. РСПП - это объединение всех бизнесменов России", - отчеканил он. "Особенно уважительно мы относимся к диалогу с президентом, который умножается плотным взаимодействием с правительством. РСПП всегда был и будет союзником власти", - продолжил г-н Вольский под разразившуюся в зале овацию.

Когда эмоции схлынули, г-н Вольский сдержанно предъявил власти "требования" РСПП. Они сводились к уменьшению налоговых ставок, дебюрократизации экономики, созданию стабильного климата для инвестиций. Когда докладчик настаивал на отказе власти от силовых мер при решении экономических задач, в зале вновь раздались аплодисменты. "Арестовывать до суда лиц, которые раньше не имели проблем с законом, - чрезвычайно жестко", - мягко заметил глава РСПП.

Вольский взглянул на президента, который все время что-то писал в блокноте. "Накануне съезда велась дискуссия: приедет президент или нет. Но президент здесь. И теперь мы говорим всем этим людям: вы неправы", - выдохнул глава РСПП, завершая выступление.

Расслабление

И ВСЕ-ТАКИ после речи А. Вольского зал, кажется, вновь впал в сомнение: примет ли президент "протянутую руку". Доклады о промышленной политике и о процессе вступления в ВТО, с которыми выступили В. Евтушенков и А. Мордашев, собравшиеся слушали явно вполуха. Но В. Путин не обманул ожиданий. Кто-то даже крикнул "Ура!", когда президент пообещал, что земля под промышленными объектами в течение 2 лет перейдет в собственность. Касаясь уголовных дел по бизнесу, Путин заметил, что поворота в прошлое не будет. Однако и "огульно обвинять правоохранительные органы" не надо: если в них что-то не нравится, "нужно совершенствовать систему". "Бизнес и власть обязаны и будут вместе работать на поднятие экономики России", - подобно психотерапевту окончательно успокоил делегатов президент.

В перерыве значительная часть делегатов отправилась снимать пережитый стресс в буфет. Там продавали "Гжелку", коньяк, джин, вино и шампанское. Правда, известных лиц среди покупателей не было. Глава "Интерроса" В. Потанин в это время убеждал журналистов, что речь Путина -"это не психотерапия, его приход дает отношениям бизнеса и власти новую гибкость". Глава "Аэрофлота" В. Окулов, женатый на старшей дочери Б. Ельцина, назвал выступление президента "верным по тональности". "Это не поучение, а программа действий". Казалось, несогласных с главой государства не осталось. С уходом В. Путина зал вообще заметно опустел. А в буфете официанты убирали пустые бутылки из-под "Гжелки" и использованные коньячные бокалы. Праздничное шампанское на этот раз спросом не пользовалось.

Р. S. После отъезда В. Путина съезд переизбрал Ходорковского в члены бюро РСПП.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно