Примерное время чтения: 4 минуты
147

"А вместо совести сплошное у. е."

КОГДА-ТО рок-музыка была жанром, наиболее остро и оперативно реагирующим на социальные катаклизмы. В начале 90-х манифестации и акции протеста с участием рок-музыкантов типа "рок против террора" устраивались чуть ли не через день. Сегодня ничего такого и в помине нет. Первым не выдержал известный музыкальный критик Артем Троицкий и на своем сайте в Интернете объявил акцию с призывом присылать песни о войне в Чечне и "сопутствующем ей терроре". Свой порыв известный журналист мотивировал следующим образом.

Схватка у кассы

Я СЧИТАЮ, что люди должны реагировать на войну в Чечне, и особенно молодые, которым жить в этой стране, служить в армии и, может быть, даже в Чечне. Чтобы наша молодежь начала что-то соображать (а потом, дай бог, и делать), она должна вернуться в мировое моральное и интеллектуальное поле, в мировую youth-тусовку, от которой, как это ни странно, она сейчас изолирована (прежде всего ментально) больше, чем в "Совке". И полная апатия в отношении чеченской войны это лишний раз подтверждает. Безнадежно тупо полагать, что если ты жрешь суши, куришь траву, слушаешь группу De-Phazz и носишь вещи от Dolce & Gabbana, то ты - европеец. Скорее всего, ты - г...о, потому что, обвесившись вторичными признаками как-бы-моды, мозги свои ты держишь в провинциальном лоховстве и вместо совести у тебя сплошное у. е.

Естественно, роль рок-музыки, ее пафос и воздействие на умы не те, что были 20 лет назад. Но все равно музыканты должны быть выразителями мнений молодых людей, тем более рокеры, поскольку считают, что они в отличие от попсовиков все из себя совестливые, серьезные и социально озабоченные. К тому же у нас столько проблем - на всю Европу с Америкой хватит. Но реакции на них нет. И мне кажется, что это признак интеллектуальной и моральной комы, а в первую очередь - комы совести. Музыканты боятся, что это будет иметь для них плохие последствия: "ура-патриотическая" пресса начнет их поливать, спонсоры отвернутся, а радиостанции не будут крутить их песни в эфире.

В конце концов, музыканты находятся в рыночной ситуации. Рокеры - точно так же, как и попсовики. Это, кстати, одна из причин, по которой песня "Попса", исполняемая лидерами успешных питерских рок-команд ("ДДТ", "Король и Шут", "Пилот" и др.), мне не понравилась. Потому что она напомнила внутрицеховую потасовочку, как бы схватку у кассы. Наверно, артисты чувствуют, что песни о чеченской войне не будут востребованы народом, у которого "страусиная" реакция. Люди хотят закрыть глаза, забыться, хотят амнезии и инъекций по устранению любых тревожащих факторов, потому что жизнь у них настолько неказистая и настолько они от нее "грузятся" и устают, что слышать об этом еще и в песнях уже не остается сил.

И Мадонна протестует

НАВЕРНО, неправильно проводить параллели между Западом и Россией (на Западе во многих отношениях ситуация благополучнее, чем у нас). Но там социальные темы являются нормой для артистов. В том числе и для самых попсовых. Можно вспомнить массу песен группы "Ю-Ту", Фила Коллинза, который пел про бездомных. Я уже не говорю о группах типа "Мэник Стрит Причерз", "Рэйдж Эгейнст Зе Мэшин" и т. д., вся карьера которых построена на песнях социальной тематики. Даже такие суперзвезды, как Эминем и Мадонна, - люди, не чуждые не только социальных, но даже и политических проблем. Вся эта американская афера с Ираком пожала огромный урожай комментариев со стороны музыкантов в диапазоне от Барбры Стрейзанд до Мадонны. Там и в помине нет такой зомбиобразной, коматозной реакции, как у наших артистов. Естественно, наши ребята могут возразить: мол, Мадонна может себе позволить, у нее 100 миллионов в загашнике, а мы бедные, и нам эфиры важны. Ну так они на всю жизнь и останутся бедными ребятами, причем во всех смыслах этого слова. И дело тут не столько в масштабах личности или таланта. Я думаю, что это, скорее, трусость и инертность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно