ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ выборов осталось три месяца. И в ближайшее же время следует ожидать, что В. Путин более конкретно обозначит цели и механизмы своей политики на последующие четыре года.
Сможет ли встроиться в нее российская элита, выкормленная с рук Б. Ельцина?
НЫНЕШНЯЯ демократическая элита вышла на политическую сцену на романтической волне "ельцинской демократизации". Однако Ельцин быстро понял, что управлять страной с "завлабами" и правозащитниками, разбавленными "демшизой", невозможно. И он стал активно разбавлять новую элиту советской номенклатурой. Однако совершенно обойтись без "гайдаров" он тоже не мог. Бывшая коммунистическая элита могла в любой момент предать, а либералы очень хорошо смотрелись на Западе. К тому же в 1991 г. Б. Ельцин испытывал сильный дефицит новых идей.
У Ельцина, по сути дела, не было выбора, и он взял то, что громче кричало в "детском саду" демократии. Если бы не "дедушка Ельцин", у нас не было бы ни "внучека" Немцова, ни Явлинского, ни Гайдара. Элита и вела себя, как "внучек", - капризничала, требовала "титьку", устраивала семейные "оры".
В прихожей
ОТОРВАННАЯ от населения, она изначально была обречена на кулуарный стиль взаимодействия с властью. Она могла только просить или скандалить - писала письма президенту, обивала пороги администрации, устраивала сцены "мелкого неповиновения" на Васильевском спуске. А когда очень уж сердилась - бежала жаловаться в западные СМИ.
Зачем заниматься партийным строительством, думать о "работе с массами"? Достаточно сходить "к Волошину", заручиться благоволением олигарха, выгодно продать свой имидж за границу - и ты в обойме.
К тому же новая элита оказалась поразительно недальновидной. Находясь у "раздаточного стола" приватизации, вначале "ДемРоссия", а потом СПС и "Яблоко" не смогли даже завести собственные СМИ и оказались на информационном иждивении у Гусинского, Березовского, а затем и у Ходорковского. Убедившись к 1996 году, что у нее нет ни власти, ни денег, ни избирателей, ни СМИ, она толпой ринулась в прихожие олигархов. Им благосклонно выдали пропуска консультантов, руководителей проектов, фондов. Самым ловким дали "корочки" депутатов.
"Подтанцовка"
ЭТО было началом конца. Ведь элита уважаема и эффективна лишь тогда, когда она независима. Вступив в 1996 году в отношения с властью и бизнесом "по понятиям", она утратила это качество.
Особенность новых хозяев России состояла в том, что им не нужна была элита, которая ограничивала бы их аппетиты или напоминала о интересах общества. Нужна была политическая "подтанцовка". И если при раннем Б. Ельцине к новой элите относились с уважением, то после сговора с "семибоярщиной" она утратила всякий авторитет.
Сегодня элита очень обижается на новый кремлевский стиль с "мочиловкой", "наездами" и "цугундером". Но ведь первые уроки "мочиловки" нам преподали Березовский с Гусинским. А элита хлопала в ладоши при виде невиданной "свободы слова". С тех пор и повелось говорить: "это человек Гусинского", "это люди Березовского". Позднее появились "люди Ходорковского" и т. д.
Элите хотелось быть одновременно и "фрондой", и частью властного истеблишмента, и членами закрытого клуба олигархов. Шатаясь между этими дверьми, она совершенно заблудилась.
От правой не отставала и левая, коммунистическая элита. В раннеельцинский период ее чуть было не списали в архив. Но когда дела у Б. Ельцина пошли плохо, выяснилось, что и красная элита полезна. В качестве страшилки. А чтобы всем было ясно, что пугают "понарошку", к суровому терминатору Зюганову приставили народного забавника Шандыбина. Оба вскоре стали завсегдатаями "политтусовки". А когда до "верных ленинцев" стали долетать "брызги шампанского" из буфетов "ЮКОСа", красная элита и вовсе стала ручной.
Свою нишу в околокремлевской элите занял и Владимир Вольфович со товарищи. Власти ведь нужно, чтобы кто-то стравливал из котлов протестный пар, водил по кругу "люмпенов". И благородная часть элиты снисходительно терпела его шутовство.
С народом или без?
ВО ВСЕХ этих играх между властью, олигархами и элитой народ был попросту вынесен за скобки взаимоотношений. Перед элитой ельцинского розлива были поставлены вполне определенные задачи - полировать образ новых хозяев внутри страны и создавать видимость молодой, неопытной еще демократии для Запада. Третья задача - заставить народ "хавать" (по крылатому выражению И. Малашенко) то политическое варево, которое называлось "поддержание стабильности", а на самом деле - сохранение власти. На гарнир разрешили подавать что угодно - "мыльные оперы", "попсу", "Про это", "За стеклом" - лишь бы народ "не вякал".
Увлеченная процессом обслуживания, элита так и не смогла предложить отвечающих интересам страны и населения механизмов взаимодействия власти и бизнеса, государства и общества, народа и лидеров. И в результате оказалась вытесненной из реальной политики в безобидное пространство "ток-шоу". Это очень хорошо показала предвыборная кампания. Отговорился у Савика Шустера, заработал "очки" - и порядок.
В конечном счете жизнь сыграла с либеральной элитой самую злую шутку: вначале она сама уничтожила политику (превратив ее в игры "по понятиям", в имитацию, в "ток-шоу"), а потом, когда народ понял, что его дурят, он преподал ей жесткий урок.
Многие восприняли поражение либеральной элиты, группировавшейся вокруг СПС и "Яблока", как конец демократии. Едва ли это так. "Проиграна битва, но не кампания", - так, кажется, говорил М. Кутузов, оставляя Москву. У В. Путина нет и в ближайшие годы не будет новой элиты. И он ясно дал понять, что не хотел бы списывать проигравших "в утиль". Дело, конечно же, не в том, будут ли проигравшим даны в качестве "валерьянки" те или иные успокоительные посты. А в том, насколько элита сможет извлечь уроки из поражения. И прежде всего понять, под какими знаменами она хочет участвовать в политике. Да и духи, похоже, пора менять. Вспомнить, что помимо "Hugo Boss" существуют еще и "Шипр", и "Красная Москва"...