В ПОСЛЕДНЕЕ время российский бизнес активно возвращается на просторы бывшего СССР. В начале декабря Анатолий Чубайс специально летал в Киев к Леониду Кучме договариваться об участии РАО ЕЭС в приватизации объектов энергетики на Украине. Накануне выборов главный энергетик страны даже выступил со скандальным заявлением. Он сказал, что миссия России в ХХI веке - создать "либеральную империю", экономически привязав к себе республики бывшего СССР.
ВОЗМОЖНО, выступление было предвыборным ходом и РАО преследует не государственные и не имперские интересы, а исключительно интересы собственной прибыли. Однако факт остается фактом. Еще пять лет назад оно начало восстанавливать единое энергетическое пространство. Сейчас 14 государств бывшего СССР живут с единой частотой электрического тока и общей энергосистемой (возможен свободный переток энергии от одной республики к другой). В августе РАО перекупило у американцев энергетические объекты в Грузии (как признался сам Чубайс, "вошли в Грузию очень дешево"). С Арменией помогло российское правительство: год назад армянскую электростанцию передали России за долги. "Приобретение активов за рубежом - наш приоритет", - сказал зампред правления РАО Андрей Раппопорт.
Вот только на какие деньги РАО ЕЭС скупает энергосистемы? Ведь пока это компания полугосударственная. И кому достанутся богатства, после того как начнется реструктуризация (точнее, приватизация) РАО? "Сегодня законодательно закреплен принцип, - говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. - Вся собственность РАО ЕЭС будет поделена между сегодняшними акционерами РАО пропорционально тем пакетам, которыми они владеют. То есть, если сейчас 52,3% принадлежит государству, оно получит соответствующую долю". Более мелкие акционеры РАО ЕЭС тоже не будут обижены.
Не менее уверенно отвоевывают пространство газовики и нефтяники. На просторах СНГ "Газпром" действует через совместные предприятия, в странах Балтии скупает акции газовых компаний. На Украине российским нефтяным компаниям в той или иной мере принадлежат почти все нефтеперерабатывающие заводы. Есть проекты в Азербайджане, Казахстане, Туркмении. "Сургутнефтегаз" и "ЮКОС" взяли под свой контроль эстонские и литовские нефтеэкспортные терминалы. В ближайшее время решится вопрос с латвийским портом. Правда, пока неясно, кому он достанется - "ЮКОСу" или "ЛУКОЙЛу".
Нужны ли мы друг другу? Конечно, нужны. Сегодня доля взаимного товарооборота стран СНГ - всего 26%. А в 1991 году было 79%. Представляете, насколько мы отдалились?
"С другой стороны, Россия вынуждена платить своего рода дань советским республикам, - признает Константин Затулин, директор Института стран СНГ. - Обидно только, что страна часто оказывается заложником собственного тезиса о братской дружбе. Например, в случае с Украиной Россия вынуждена идти на односторонние жертвы, унизительные для нашего самолюбия".
"Прежде всего надо понять, соответствуют ли действия России в странах СНГ ее реальным интересам или мы сражаемся за фантом влияния? - рассуждает Сергей Караганов, председатель Коллегии Совета по внешней и оборонной политике России. - Взять Центральную Азию. Чтобы Киргизия, Таджикистан не превратились в очаги террористической заразы, требуется военно-политическая поддержка.
Сейчас большинство развитых стран стоят перед подобным выбором, - продолжает Караганов. - Отгородиться от таких беспокойных стран новым "железным занавесом" или начинать наводить там порядок? Россия занимает особое географическое положение и вынуждена будет заняться этими странами, чтобы эти страны не занялись ею. Я подразумеваю и политические, и экономические, и военные методы, включая готовность применить силу там, где это необходимо для предотвращения новых очагов нестабильности".
"Либеральный империализм - идея вредная по форме и глупая по содержанию, - убежден Андраник Мигранян, вице-президент фонда "Реформа". - Само понятие "империя" таит в себе угрозу - "мы придем к вам в Грузию, Армению, на Украину и вас купим". Заметьте, даже США никогда не называют себя империей. Так про них говорят другие, а американцы утверждают, что занимаются продвижением демократии".
Страны-соседи и так относятся к России весьма настороженно. Возьмем последние события в Грузии. Никто не может обвинить Шеварднадзе в излишней симпатии к Москве. Тем не менее оппозиция, выступая против него, выбрала именно лозунг: "Шеварднадзе продался России". "Если Россия действительно хочет обеспечить свое присутствие в ближнем зарубежье, она не должна никого запугивать, - заключает Мигранян. - Этим даже коммунисты не занимались".
Наоборот, Россия должна заняться тем, чтобы создавать в соседних республиках друзей и союзников. Российские же компании зачастую поступают совсем наоборот. В частности, "ЛУКОЙЛ-Крым" финансировал в Крыму оппозиционную прессу, которая боролась с пророссийским руководством полуострова. ТНК "украинизировала" российско-украинский телеканал "Интер".
"Они ведут себя как "пятая колонна"! - говорит Константин Затулин. - В России капитал привык заказывать музыку, а в соседних странах вынужден заискивать перед властью. Экономическая экспансия приведет к выгоде для нашей страны, если бизнесмены начнут ориентироваться на национальный, а не на собственный интерес".