Примерное время чтения: 7 минут
207

Врачи выбирают наличные

НА ПРОШЛОЙ неделе правительство в очередной раз рассматривало проект реформы Медстраха. И в очередной раз завернуло. В прошлом году "АиФ" (N 44) начал разговор о том, почему в России с медициной не все в порядке. Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему.

ДАВАЙТЕ признаемся: мы все возмущены платной медициной. Но мы все платим! Социологи и экономисты из Независимого института социальной политики недавно закончили исследование. Результат: деньги за "бесплатное" лечение отдает почти половина больных.

За что же приходится платить чаще всего? Например, за отдельную палату. Официально это обходится в среднем в 10 750 рублей за курс лечения. Но с врачом чаще всего можно "договориться". Если платить наличными (не через кассу), та же палата стоит всего 500 рублей. Похожая ситуация с операциями: официальная средняя стоимость - 2022 рубля, "из рук в руки" - 1748 рублей. Лекарства и материалы для операции обошлись в среднем в 1369 рублей официально или в 995 рублей "в карман врачу". За наркоз анестезиологу отдавали в среднем 475 рублей через кассу или 95 - "в руки". За процедуры, уколы, капельницы медсестрам - 318 рублей легально и 158 - неформально.

В советское время врачам дарили подарки. Сегодня помимо вознаграждения собственному лечащему врачу или медсестре появилась новая форма - подарки всему коллективу. "Вот у меня стиральная машина, - рассказывает зав. отделением одной из больниц. - Это подарил начальник железной дороги, наш пациент. Он пролечился, спросил, что он нам должен. Я сказала, что ничего не должен, но нам надо стиральную машину. Они нам оплатили покупку". В качестве спонсорской помощи врачи могут попросить оплатить коммунальные услуги, отремонтировать палаты, дать машину или закупить продукты для пациентов. Чаще всего с такого рода просьбами обращаются врачи детских отделений.

Больше всего платить приходится за лекарства, хотя по закону все, кто лежит в больнице, должны получать их бесплатно. Причем именно те, которые нужны (а не те, которые есть).

Пациенты рассказывали социологам, что медики уверяли их, будто бесплатных лекарств хватает не больше чем на один день после госпитализации. Никакой возможности проверить это у больных нет. Да и кто будет рисковать, находясь "под ножом" или "под капельницей"?

В то же время врачи признавались, что "блатные" пациенты, те, в ком заинтересован главврач, получают все - и современное, и дорогое - по закону, то есть даром. "Меня вызывает главный врач, - рассказывает замглавного врача одной городской больницы, - и говорит: "Этот - от этого, другой - от третьего, их надо положить, ничего не брать". - "А можно предложить им купить антибиотики?" - спрашиваю я. - "Ни в коем случае". Тот, кто может платить, стремится все сделать на халяву".

Кому выгоден "черный нал"? Буквально всем. Для врачей это нормальная оплата их труда, больным тоже приятнее - из рук в руки получается дешевле, чем через кассу. Директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин утверждает, что категорических противников "подношений" среди врачей осталось не более 10%. Большинство медиков предпочитает, чтобы им платили неофициально, - ведь только четверть того, что мы оплачиваем по квитанции, достается врачу.

Галина КОРЕНЕВА


Мнение пациента

Доктора-вредители

МЫ с мужем воспитываем 11 детей от 16 лет до 5 мес. Отношение нашей родной медицины, врачей-гинекологов к беременности и родам просто возмутительно. Врачи получают зарплату в зависимости от того, сколько коек занято в стационаре. Поэтому они всеми правдами и неправдами пытаются уложить женщину в нищий стационар!

Кроме того, врачи часто по совместительству работают агентами по распространению дорогостоящих лекарств. Так что ждать объективности не приходится. О здоровье будущей мамы и ребенка речи нет. Цель у них одна - затерроризировать женщину так, чтобы, плачущая, испуганная, она была согласна на все ради рождения здорового ребенка. И на покупку супердорогих (по 800 руб.) витаминных комплексов, и на дорогостоящие анализы, и на то, чтобы полежать в патологии дней по 10-14 два-три раза за беременность.

Однажды, выслушав от очередной врачихи "страшилку", что, мол, у меня непременно родится урод из-за того, что я не принимаю каких-то таблеток, я еле сдержалась, чтобы не ответить ей: "Вся эта химия изобретена была каких-то 40-50 лет назад. Как же женщины тысячи лет назад рожали? Как же поколение наших бабушек считало нормой иметь по пять, шесть, восемнадцать детей - кому сколько Бог пошлет? И жили до 80 лет, не зная, что, оказывается, так часто рожать нельзя, что это грозит разрывами матки, раками шейки матки и т. д.".

Все, что творится сейчас в женских консультациях, не способствует хорошему настроению будущей мамы и ее ребенка, отпугивает женщину от повторной беременности.

Анастасия СЕМЕНИХИНА, Орловская обл., с. Борисоглебское


Мнение врача

Нас развратили чиновники

БОЛЕЗНЬ российской медицины называется "хроническая прогрессирующая коррупция". Древний этот недуг на медицину перекинулся не так давно.

В начале 90-х руководителям медучреждений было дано право самостоятельного хозяйствования. И в их кабинетах стали один за другим появляться обаятельные представители фармацевтической промышленности и производители предметов медицинского назначения. Откат главному врачу за приобретение больницей именно их товаров быстро взлетел до 10%. Сегодня система "откатов" охватила все медучреждения - от 10-коечной больницы до Министерства здравоохранения. Желающим подсчитывать чужие леваки можем сообщить, что средний объем закупок, к примеру, 500-коечной больницы составляет около полумиллиона рублей в месяц.

Врачи, промышляющие торговлишкой, доведены до этого чиновниками. Все 90-е годы зарплата врача была значительно ниже прожиточного минимума. Разве секрет - если человеку дается лишь половина средств, необходимых для жизни, а он все-таки живет, значит, вторая половина должна быть откуда-то взята.

Прошло уже 15 лет с тех пор, как при осторожном невмешательстве со стороны чиновника совершился несанкционированный переход на платное лечение. Эта бархатная революция принесла определенные положительные результаты. Возросли деловитость, ответственность медиков и даже, пожалуй, качество лечения. В этих нечаянных успехах нет ничего удивительного. Больной приобретает медикаменты и прочие материалы лично для себя, невзирая на высокие цены. Зато и отчет о них он требует от медиков неформальный. Но кажется, это все, что можно сказать в пользу платного лечения. На деньги пациента новую поликлинику не построишь и современного оборудования не купишь.

Казалось бы, все должно быть проще. Если бюджетных и страховых средств выделено только на половину услуг, то объявите населению прямо, что вторую половину оно должно покупать на свои деньги. Расскажите только, что же входит в эту вторую половину, чтобы не было у пациентов недоразумений и подозрения, будто медики их обирают. Но осторожный чиновник уже 15 лет не может собраться с духом и прямо заявить, какую же часть затрат на услугу больной должен взять на себя.

Александр КАРПАЧЕВ, заслуженный врач России, Волгоградская область

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно