Примерное время чтения: 10 минут
184

Советы министру

СУЩЕСТВУЮЩАЯ в нашей стране система здравоохранения создавалась многими десятилетиями и имеет как достоинства, так и недостатки. В настоящее время богатые люди предпочитают пользоваться услугами медицины зарубежных стран. Однако немало наших людей проживают в Америке, Германии и других странах, среди них много немолодых людей, нуждающихся в лечении.

Мне тоже довелось побывать в США и самому проверить качество американской медицины на собственном опыте. Поскольку новый министр здравоохранения Михаил Юрьевич Зурабов очень активно действует в реформировании нашей медицины, хотелось бы высказать свое мнение об этом с позиции пациента, а не чиновника высокого ранга. Зурабов - человек в медицине новый. Его недавние высказывания в печати и первые предложения вызвали резкое неприятие со стороны ряда видных специалистов-медиков. Самое страшное, что такого рода "реформирование" может нанести непоправимый вред рядовому больному, и я этот вред уже ощущал, попав недавно в одну из больниц города.

Здоровому больного не понять

КАЗАЛОСЬ бы, чего проще - руководству Минздравсоцразвития побывать в лечебных заведениях хотя бы Москвы (либо ряда городов), детально ознакомиться с существующим положением. После этого наметить те участки, которые необходимо реформировать. Такому, казалось бы, простому ознакомлению, видимо, мешает то, что сам министр - человек молодой и здоровый, а если он и его близкие временами нуждаются в медицинской помощи, то она оказывается не там, где лечимся мы с вами. Такое предположение можно сделать на основании тех мероприятий, которые он предлагает. Иначе говоря, начинает не с того конца. Мышление талантливого менеджера в большом масштабе здесь не требуется. Все начиналось бы совсем иначе, если бы господин министр мог попасть в качестве рядового больного, ну, скажем, в городскую клиническую больницу. Моя жена не так давно заболела пневмонией с признаками отека легких, и две женщины-фельдшеры еще дома эти признаки ликвидировали (дай Бог им здоровья!), после чего реанимобиль увез ее в больницу. Когда я навестил жену, глазам моим предстала страшная картина. Сначала жена лежала в коридоре. Затем ее поместили в отдельный закуток (трудно назвать его палатой), где напротив лежали еще две женщины в полубессознательном состоянии и стонали. На них никто из медперсонала внимания не обращал, и, как я узнал от жены, одна из больных ночью скончалась.

Мне думается, что в американской клинике (госпитале) медперсонал проводил бы активную терапию, чтобы человек избежал смерти. Этот вывод я делаю из сопоставления уровня квалификации и стиля работы среднего медперсонала у нас и у них. Несколько дней жене делали инъекции антибиотика, но условия нахождения там были столь невыносимы, что сын забрал мою жену домой (как ему ее в таком состоянии выдали!), и дома по совету знакомых она принимала таблетки таваника (тоже антибиотик) и до сих пор не может оправиться от болезни. Больница (ее номер есть в редакции) имеет новые большие корпуса, но внутри помещений - никакая Америка для сравнения не нужна. К сожалению, я вступил в возраст "риска", и мне в последние три года довелось лежать в нескольких больницах и в Институте гастроэнтерологии. Последний размещается в неприспособленном для его назначения здании, где на каждое мужское отделение приходится... один унитаз. Можно себе представить картину: для последующего исследования прямой кишки сестра сразу делает клизму 8-9 больным и уходит. Эти несчастные занимают очередь около одного унитаза! Вам не приходилось подобное видеть в ЦКБ, господин министр?

Вы высказали мысль о резком сокращении времени нахождения больных в больницах с целью увеличения оборота койкомест. Да, в США лечение в госпитале очень дорогое, и моего приятеля - участника ВОВ - после операции шунтирования сердца (это считается рядовой операцией) после четырех дней выписали домой. Правда, под наблюдением и обслуживанием патронажной сестры. Но ведь эти 4 дня применяли интенсивную терапию, и медперсонал не отходил от больного. А в наших больницах обратиться к сестре иногда просто рискованно. Вам могут так ответить, что неповадно будет ее беспокоить даже вопросом по существу. В госпиталях США отношение к больному совсем иное. Перед операцией (и после нее) подходит хирург с ободряющей улыбкой и рассказывает о том, как он будет проводить операцию! Это вообще не укладывается в нашем понимании, так как таинство действий врача у нас издавна засекречено.

Зачем прячут истории болезней

В СТРАНАХ Запада больной - хозяин своего здоровья, его уведомляют даже о самом страшном диагнозе. У нас ему не доверяют даже историю его болезни, направляя на рентген или иное исследование. Этот "секретный" документ носят сестры. А так как больных много, то это отнимает у сестер большую часть их рабочего времени. Директива исходит сверху! Кто автор ее? Участвует ли он в разработке реформы? И в поликлиниках все сестры носятся с больничными картами. Где уж им уделять время лечебным вопросам!

Больницы у нас старые, но и в новых палаты рассчитаны на 4 человека (а помещают 6). Я посетил 4 американских госпиталя: в трех палаты рассчитаны на одного больного. При каждой палате имеются все удобства, никуда ходить не надо. Если больной лежит под капельницей и ему понадобилось в туалет, две сестры немедленно переносят его в туалетную часть палаты вместе с перестановкой капельницы, а затем возвращают. Около каждой кровати - тумбочка с телефоном (за пользование им с больного взимают 3 долл. в день). Температуру больным измеряют за одну минуту, пользуясь термометром с длинной ножкой, которую вставляют под язык. Все лекарства - через капельницу. Да, организация нашего здравоохранения нуждается в реформе. Однако наш народ привык понимать под словом "реформа" не улучшение, а ухудшение. На деле так и выходит. В США любой пенсионер получает в аптеках бесплатные лекарства. Если лекарство очень дорогое, аптекарь просит передать доктору, чтобы он сам позвонил в аптеку и подтвердил необходимость в данном лекарстве. После этого мне не приходилось сталкиваться с отказом в его выдаче. Там нет списков льготных лекарств, которые составляют у нас неизвестно по каким критериям! Почему, например, я, льготник, не могу получить такое лекарство, как антиаритмическое средство аллапинин? Кстати, изготовляемое в Москве. А ведь аритмия сердца - достаточно серьезное заболевание. Не буду касаться этой темы, хотя в перечне лекарств, утвержденном Минздравом, отсутствуют многие нужные препараты, в том числе урологические, в которых мужчины в старости испытывают острую необходимость.

И там "не сахар"

НЕ ДУМАЙТЕ, что американская медицина лишена недостатков. Например, к вам на дом не придет никакой врач, как бы плохо вы себя ни чувствовали, при самой высокой температуре. Зато можно вызвать бесплатную "скорую помощь" (в том числе и русскую - в крупных городах), которая отвезет вас в госпиталь. Велико количество медицинских ошибок, из-за которых ежегодно умирает до 100 тысяч пациентов. Эта цифра превышает число смертей от автодорожных аварий.

Такого рода ошибки расследуются Федеральным агентством по медицинским исследованиям. Наконец, некоторые больные сами подают через адвокатов в суд на медицинское заведение, допустившее ошибку. В случае положительного решения суда возмещение убытка больному может составить от 250 тыс. до 1 млн. долл. На мой взгляд, наши власти очень полюбили слово "реформа", что означает коренное изменение положения. Наша медицина при всех ее недостатках не столь плохая, чтобы ее перекраивать снизу доверху. Это не бизнес, при котором путем очередного обмана народа можно получить большую прибыль. Да, наша медицина во многом отстала от западной, и можно посоветовать М. Зурабову просто наметить план мероприятий по постепенному ее улучшению. Первоочередными мероприятиями, безусловно, должны быть следующие:

  • пересмотр системы высшего медицинского образования в стране (совместно с Минобразованием);

  • закупка и организация выпуска у нас образцов передовой медицинской техники, которая должна быть в каждой больнице. В первую очередь диагностической и операционной аппаратуры;

  • перепланировка помещений многих больниц с целью коренного улучшения комфортности для больных (эта работа требует больших капиталовложений и длительных сроков);

  • законодательное повышение меры ответственности медицинских учреждений за результаты лечения больных и организация контроля за этим;

  • введение во всех медицинских учебных заведениях обязательного курса медицинской этики и тщательный отбор абитуриентов, желающих посвятить себя медицине.

Одна из самых главных задач, которую нужно решить министру здравоохранения: повышение в разы заработной платы медперсонала. Работа медика должна быть престижной, ему доверяется самое ценное в стране - сохранение здоровья людей;

  • разработка Госдумой законодательных актов, строго наказывающих тех, кто использует свои возможности в медицине для всякого рода поборов;

  • резко улучшить уровень подготовки фельдшеров: фельдшер должен быть профессиональным помощником доктора.

Не городите "семейный" огород

И НАКОНЕЦ, об идее так называемых "семейных врачей". Многим кажется, что под термином "семейный врач" подразумевается врач, обслуживающий одно семейство (президента, министра и т. п.). На самом деле это что-то вроде районного врача, которого вы в той же Америке выбираете. Вы приходите в офис любого терапевта, и там заводят на вас медицинскую карту. Могут замерить артериальное давление, взять анализ крови. По вашей просьбе сестра оформит направление в городскую лабораторию, где могут сделать такое исследование, как рентген, УЗИ и т. п. Сестра "семейного врача" выпишет вам направление на прием к любому специалисту: кардиологу, онкологу, хирургу, невропатологу и т. д. С этим направлением вы должны поехать в другой конец города в офис этого врача, заполнить там анкету, после чего сестра в офисе назначит день и час приема. За день до дня приема она обязательно вам позвонит и напомнит, не забыли ли вы о том, что завтра у вас свидание с доктором! В нашей стране все "узкие" специалисты находятся в вашей же поликлинике, и попасть к ним значительно проще. Здесь же УЗИ, рентген и другие исследования. Быть может, предложить американцам нашу систему? Но там каждый врач работает на себя. Профессия врача в США - одна из самых престижных и высокооплачиваемых (после адвоката). Но и там среди врачей в госпиталях, как и у нас, есть специалисты от Бога и халтурщики. Как правило, врачи высокой квалификации предпочитают не лечить (оперировать) больных со страховками, а только за наличный расчет, т. е. лечат людей состоятельных. Эта практика успешно внедряется у нас - в коммерческих медучреждениях уровень обслуживания выше, чем в государственных. Однако они не всем доступны. По мнению некоторых наших видных специалистов (Л. Рошаль и др.), число "семейных врачей" в США, Англии и других странах сейчас стремительно сокращается (в Англии на 80%, в США - в 3 раза). Так что не стоит ломать нашу систему для рискованных "реформ", а лучше постепенно проводить в жизнь мероприятия, перечисленные выше.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно