НА ПРОШЛОЙ неделе домом для Владимира Путина стал самолет. Восьмичасовой бросок до Хабаровска и обратно с остановкой в Красноярске вряд ли можно назвать легкой прогулкой. Поводом было открытие "сквозного движения" на трассе Чита - Хабаровск.
Катком по тайге
"ДОРОГУ жизни" до дальневосточной окраины начали тянуть тридцать лет назад. Так бы дорожники и копошились в тайге еще не один десяток лет, чтобы пройти 2165 км. Но в последние три года на федеральную трассу "Амур" страна пустила четверть всех дорожных фондов. Результат можно было увидеть как на карте, которую специально для президента установили на хабаровском мосту через Амур, так и в реальности. Правда, окончательно закатать "дальневосточный автобан" в асфальт строители планируют только в 2008 году. Что же за дорогу открывали сейчас?
"Ответственно вам заявляю, - пытался развеять сомнения в существовании дороги глава строительного департамента "Росавтодора" Николай Серегин, - проехал туда-обратно четыре раза со средней скоростью 80 км/ч. Везде как минимум - щебеночное покрытие". - "А почему по карте - 342 км грунтовых дорог?" - "А значит, там грунт такой - каменистый". "Летом пыльно, но ехать можно", - чуть позже рассказывал первый замминистра транспорта Игорь Слюняев президенту. Оставалось поверить на слово.
Изучив карту, Владимир Путин отыскал небольшую кучку строителей, которые тушевались среди множества чиновников. И каждому пожал руку. А одному даже вручил ножницы - перерезать ленточку. После чего заявил, что "восток и запад страны теперь надежно соединены". "Да, до Москвы теперь на машине можно", - тихонечко вставил кто-то из местных. "До Питера", - многозначительно поправил и. о. вице-премьера В. Яковлев.
В ТРАНСПОРТНОЙ сети России дальневосточная часть - слабое звено. Поэтому ее модернизация, по словам президента, и стала одним из приоритетов национальной транспортной стратегии.
Во-первых, транспортные издержки здесь - 20%, в отличие от среднероссийских 9%.
Во-вторых, через регион проходят транзитные пути Восток - Запад, но они используются слабо. БАМ не загружен на 70%. И по нему можно везти в Китай до 30 млн. тонн нефти в год. То есть отчасти заменить не проложенные пока нефте- и газопроводы для выхода на азиатские рынки энергоресурсов. "Востокэнерго", к примеру, готов поставлять в Японию и Китай около 40 млрд. киловатт-часов энергии, не востребованной в России.
Красные розы
УЖЕ В КРАСНОЯРСКЕ президент успел положить букет красных роз к могиле писателя Астафьева. Заехал к его вдове в Дом-музей в деревне Овсянка. Сюрпризов ждали от встречи со студентами Сибирского гостехуниверситета. Была надежда, что спросят имя нового премьер-министра. Но студентам заранее дали строжайшие инструкции. Имя, по кремлевской задумке, должно было прозвучать только в понедельник. Поэтому Владимир Путин ответил на полтора десятка других, заранее заготовленных, но не менее важных вопросов и много шутил.
"Меня зовут Саша", - представлялся очередной студент. "А меня Володя", - улыбался в ответ президент. "Меня интересует проблема ядерных отходов". - "Так это вас Явлинский сюда послал?" Но больше всех предстояло пережить студентке Оле с четвертого курса лесотехнического факультета. Ее очень беспокоила судьба российских лесов. "А ведь еще Петр Первый начал их защищать". - "Оставьте Петра в покое, вы-то сами что по этому поводу думаете?" Из соображений Оли следовало, что в России еще не так много умных людей, чтобы раздавать леса в частную собственность. "За исключением этой аудитории", - дипломатично заметил Владимир Путин. "Ну почему?" - удивилась Оля уже под всеобщий хохот. "Кого вы здесь считаете идиотом? - давясь смехом, спросил у нее президент. - Только на меня не показывайте, а то у меня выборы скоро".