Примерное время чтения: 5 минут
167

Девчонки из казенного дома

ИЗДАЛИ мы приняли их за мальчиков. Неуклюжие черные ватники, спортивные штаны, растоптанные черные ботинки, шапки, натянутые по самые глаза...

- МОРОЗНО, вот и надевают девчонки чуть ли не всю одежонку, что имеют, - объяснила нам воспитатель.

"Воспитатель", "отряд", "девиз", "построение" - слова будто из пионерского детства, из рассказа о летнем лагере. Но, оказывается, применимы они и к совсем другой жизни, жизни за колючей проволокой, в казенном доме. Программа "АиФ. Доброе сердце" десантировалась на этот раз в Льговскую колонию для несовершеннолетних, расположенную недалеко от Рязани.

Разные, но...

СЕЙЧАС здесь находятся 300 воспитанниц в возрасте от 14 до 20 лет. Они осуждены за самые разные преступления: от мелких краж до убийств.

- Все они еще дети, - говорит начальник колонии полковник Анатолий Давыдов. - За многие проступки можно было и не наказывать столь сурово, а всыпать ремня хорошего! И все... Не мое это дело - обсуждать решения суда, но когда четырнадцатилетнюю осуждают за кражу соленых огурцов, то не всегда это правильно. Ведь колония кому-то и жизнь сломать может...

Есть у подопечных Давыдова один общий "штрих": практически все они из неполных семей или детдомовские.

Родители Марины М. развелись, мать уехала "на Север", дочь оставила отцу. Папа вскоре женился, в новой семье появился свой ребенок. Марина и до этого была мачехе чужой, но с рождением сестры стало еще хуже.

Беременность в 17 лет стала для Марины ударом. Пока она в силу неопытности поняла, что беременна, аборт делать было уже поздно. Наслушалась она дома про себя всякого. Было ясно одно: она и раньше всем мешала, а уж с ребенком и подавно никому не нужна, выгонят в чисто поле или на вокзал...

Родив в одиночестве, Марина бросила ребенка в канализационный люк. Ей казалось, она нашла быстрый выход из тупиковой ситуации, теперь жизнь наладится. А оказалось, стала преступницей, осужденной за убийство на долгие годы.

У Ольги Я. история тоже нелепая. Осуждена в 15 лет за грабеж. Отец умер, когда она была совсем крошкой, мать пила. Жили в нищете и голоде. Как-то раз Оля с подружкой пришли вдвоем к третьей, зажиточной, с их точки зрения, подружке, жившей с бабушкой. Старшая товарка Ольги, держа нож, потребовала у старухи денег и в конце концов, не совладав со страхом и гневом, ранила пожилую женщину. Ольга же в этот момент стерегла внучку бабушки, угрожала ей. Поживиться им ничем не удалось. На перевоспитание Ольге суд отвел пять лет колонии.

За это время на воле многое изменилось. Мать родила Ольге брата, но сама полтора года назад умерла. Ребенка взяла пока двоюродная сестра. Возвращаться Ольге, по сути дела, некуда - отчего дома просто нет. Но самое печальное - у нее нет паспорта, потому что пьющая мать никогда не получала свидетельства о рождении Ольги. Так что по всем бюрократическим правилам Ольги Я. на свете нет. Нет паспорта - нет прописки, работы, гражданства, прав...

В колонии несладко, но будущая жизнь вне зоны ее пугает и загоняет в угол. Какой выход она найдет из него?

Чем помочь?

ЭТИ истории в общем-то типичные. Большинство девчонок попадает в колонию по собственной глупости, недосмотру взрослых, а то и с их одобрения.

- Наша задача - подготовить девушек к взрослой жизни. Есть школа. Многие впервые учатся у нас читать и писать. Даем профессию швеи-мотористки, овощевода, доярки, пытаемся даже на компьютере работать обучить, но работающий компьютер у нас один на всех, - делятся наболевшим воспитатели.

Чего не хватает больше всего? Писем от родных, их сопереживания, теплых слов. А потом уже всего остального: бумаги и ручек, учебников с 6-го по 11-й класс, одежды, спиц, ниток, тканей - словом, всего, что годится для рукоделия и полезного досуга.

В колонии есть библиотека. И церковь, где можно исповедаться священнику и поговорить с Богом. Две недели назад здесь замироточила икона Владимирской Богоматери. Мы тоже видели ее застывшие, как смола, в неотапливаемом храме слезы. О чем они?


От редакции

27 марта, в субботу, в 8.00 от здания редакции отправляется новый рейс - "АиФ. Доброе сердце-4". Желающих помочь оступившимся девочкам добрым словом и делом ждем 26 марта с 8.00 до 20.00 по адресу: Мясницкая, 42, метро "Чистые пруды", "Аргументы и факты". Вещи, которые вы хотите передать, должны быть в хорошем состоянии. Но самое главное - девочки ждут теплых, добрых писем от вас.

Адрес редакции: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 42, "Аргументы и факты", программа "АиФ. Доброе сердце", Маргарита Широкова. Тел.: (095) 997-2731, е-mail: dobroe@aif.ru.

Пишите, звоните. Присоединяйтесь к нам!

Отдел спецпроектов "АиФ"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно