ВЕРА похожа на первоклассницу, хотя ей 15. Она весит всего 29 кг, не умеет читать и, кажется, разговаривать. Когда Вера жила дома, большую часть дня она проводила в комнате, прикованная к стене тяжеленной ржавой цепью. Из мебели было старое сиденье для автобуса. Мать отвязывала Веру, когда надо было постирать или покормить детей.
34-ЛЕТНЯЯ Надежда рожала чуть ли не каждый год, кроме Веры у нее было десять детей. Пятеро, правда, уже покинули этот неприветливый мир. Причиной смерти никто всерьез не интересовался. Остальные разгуливали в ссадинах и синяках. Соседи рассказывают, что мать била их, стараясь попасть по голове: кто-то из приятелей надоумил ее, что пенсия по инвалидности больше детского пособия.
Соседи жаловались на Надежду, звонили в милицию, в опеку. Органы реагировали, но только Надежда никого на порог не пускала: ее дом - ее право. В конце концов милиция взяла дом штурмом, детей отобрали, мать и отца лишили родительских прав. Малыши сейчас кто в детском доме, кто в доме инвалидов. Отец нашел другую женщину. Надежда - в нижнетагильской колонии. Дали ей три с половиной года. Там, в тюрьме, она родила еще одного ребенка.
"Как вы думаете, это от нищеты?" - спрашиваю я Нину Кухареву (она занималась этим делом), ведущего специалиста отдела образования Викуловского района Тюменской области. "Какая нищета! - возмущается она. - Не настолько Надежда была нищая. У нее видеомагнитофон был, кассет столько нашли - на полдеревни хватит. Она даже не пила никогда. Миллионы людей живут в нищете, но не убивают же своих детей!"
Социальные типы
ВАМ не кажется, что общество сходит с ума? За последние пять лет количество родителей, состоящих на учете в милиции, выросло почти вдвое.
А сколько еще ни на каком учете не стоит?! В учебнике по педиатрии черным по белому написано, что 90% родителей и взрослых, жестоко обращавшихся с детьми, не относились ни к психически неполноценным, ни к асоциальным типам.
В Сатке (Челябинская область) семилетнего мальчишку убил отец - частный предприниматель. На теле ребенка обнаружили 58 ножевых ран. Папаша подозревал пацана в том, что тот таскает у него деньги.
В вологодской деревне Новое Лукино озверевший мужик вышвырнул из окна избы двухлетнего ребенка. К счастью, малыш остался жив.
Дикий случай произошел в Миассе (это тоже в Челябинской области). Опекун почти три года издевался над мальчиком и девочкой. Дети достались ему после смерти жены, оба едва закончили начальную школу. Мужик спал с обоими, угрожая: "Если расскажете кому, пойдете вслед за матерью на кладбище". Однажды сосед зашел в незапертую квартиру и застал преступника на месте преступления. Если бы не случайное разоблачение, никто не знает, сколько бы еще это продолжалось. Правда, потом соседи и знакомые вспомнили, что мальчик не раз отвечал им на вопрос, женился ли отчим: "А зачем ему жениться? У него есть жена - моя сестра". Только они не обращали на это внимания.
Матери-ехидны
ПОЛКОВНИК милиции Тамара Иванова, рассказывая об очередной убийце, восклицает: "Кто же ей мешал отказаться от ребенка?! Сдать его в приют, лишь бы он был жив!" И тут же вспоминает - был случай в Подмосковье. Парень и девушка работали дворниками, поставили кровать в подвале рядом с отходами и жили. Родился у них ребеночек. Мать сказала: "Давай продадим". Отец каялся потом, клялся, что отговаривал. Не отговорил. Продали кроху за 10 тысяч рублей, 2 тысячи достались посредникам. Такой же случай был в Ставрополе летом - родители продали малыша цыганам. В документах написано - 1999 года рождения. Не младенца сбыли с рук, а все понимающего маленького человечка. "Ну хоть не убили", - подводит итог Тамара Константиновна.
Еще она говорит, что почти всегда первую скрипку играют женщины. Есть данные социологов: 61% женщин испытывали раздражение и злость к детям, 8% говорили, что понимают тех, кто бьет детей. И тут же описывается очень распространенный случай: родители сажают ребенка в кипяток с прижатыми к животу коленями - в наказание за неумение пользоваться горшком.
Наказание
В УГОЛОВНОМ кодексе есть статья 156, в которой говорится о неисполнении родителем обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Но, как правило, осужденные по этой статье попадают под амнистию, возвращаются в семью и продолжают издеваться над ребенком.
Добиться лишения родительских прав не так уж просто. В прошлом году в суды было направлено 26 тысяч материалов, а удовлетворили только половину. Причина? Отсуженных детей некуда девать. Они никому не нужны.
А психологи утверждают: мы сами виноваты. Вот гуляют мамочки с детьми. Ребятишки возятся в песочнице, взрослые стоят поодаль, разговаривают. У кого в руке сигарета, у кого - пиво. Если маленький попробует привлечь внимание, на него цыкнут: "Не мешай!" Дети мешают взрослым жить. Может быть, за это их так ненавидят?!