В ПРОШЛОМ году в России впервые заморозили мозг умершего онкобольного: родственники надеются, что когда-нибудь его сознание можно будет воскресить и "изготовить" для него новое тело. А в США и Европе счет замороженных людей идет на сотни. Более тысячи американцев уже записаны в очередь на криосохранение (так называется заморозка "сухим льдом" или жидким азотом по-научному): они заплатили взносы и преспокойно живут в ожидании собственной смерти.
В РОССИИ исследованиями в области крионики в числе прочих занимается автономная некоммерческая организация - Институт биомедицинских технологий (ИБТ). Ее цель - "практическое применение научных знаний по обеспечению радикального продления жизни человека - вплоть до достижения ее неограниченной продолжительности". Правда, как выясняется, у нас для этого пока нет законодательной базы.
"Наиболее близко наша деятельность подпадает под закон "О погребении и похоронном деле", но там термин "криосохранение" не упомянут, - говорит директор Института биомедицинских технологий Игорь Артюхов. - То есть заморозка умерших с их последующим хранением у нас не запрещена, но и не разрешена. А в российских условиях - в отличие от США - это чревато юридическими сложностями. Мы впервые провели заморозку человеческого мозга, но сын покойного, достаточно обеспеченный человек, готовый оплатить его сохранение в американском Институте крионики, пока не может перевезти его за границу. Увы, пойти на глубокую заморозку тела целиком мы пока не решаемся".
Иное дело - в США. Там крионические услуги поставлены чуть ли не на конвейерную основу. В Институте крионики хранится 51 замороженный пациент, в фирме "Алькор" - более 60. Надежда на бессмертие оценивается до 120 тыс. долл. Заморозка одной только головы обойдется в 50 тыс. Деньги можно платить в рассрочку, а та сумма, которую пациент не успеет перевести, поступит после его смерти через систему страхования жизни. В ожидании "лучших времен" тела и головы пациентов находятся в криостатах - капсулах, похожих на большие термосы и заполненных жидким азотом.
На данный момент так и неясно, а будет ли возможен процесс оживления в принципе, настанут ли эти "лучшие времена". "Пока нам остается только надеяться на это. Медицина делает огромные успехи - быстро развиваются нанотехнологии, ученые научились выращивать или создавать из тканей целые органы, - продолжает Артюхов. - Рано или поздно найдут лекарства от тех болезней, которые сейчас считаются неизлечимыми. И сама человеческая жизнь может быть продлена в несколько раз, до 1000 лет и более. Для каждого механизма старения может быть разработан контрмеханизм, замедляющий или останавливающий его. Скажем, очистка сосудов от бляшек, продление сроков деления клеток тела. Пока это теория, но в медицине от теории до практики проходит всего 20-30 лет".
По мнению Игоря Артюхова, не позже чем через столетие ученые овладеют и технологиями "изготовления" тела для человеческого мозга. Тогда своего часа дождутся не только пациенты, замороженные целиком, но и те, что хранятся в виде ампутированных голов. Восстановление биологической структуры и личности человека уже не будет выглядеть фантастикой. По современным научным представлениям, "личность" заключена в структуре связей между нейронами головного мозга, и если вовремя подвергнуть мозг глубокой заморозке, его электрическая активность может быть восстановлена.
Но остается главный вопрос: как в дальнейшем размораживать людей? Как раз этой технологией современная наука не владеет. Пока медики умеют размораживать небольшие образцы тканей, кровь или эмбрионы. Идея оживления людей ставит и вопросы этического характера. Захочет ли воскресший покойник жить в том мире, который предстанет перед ним? Во-первых, он будет чувствовать себя в нем, словно папуас в офисе компании "Майкрософт". Во-вторых, выйдя из анабиоза, человек может узнать страшную весть: его сын стал всемирно известным маньяком и задушил сотни невинных людей, внук топором порубил всех родственников, и... что, собственно, теперь делать ему в этом мире, с кем общаться? Лучше уж остаться навечно замороженным.