Примерное время чтения: 5 минут
807

Новые русские маугли

- МНЕ позвонила главврач детской больницы и говорит: "К вам в детдом направляется ребенок-маугли. Готовьтесь", - рассказывает директор детского дома г. Шуя Ивановской области Ирина Кочина. - "Какой еще маугли?" - не поняла я. "Мальчик ведет себя как кошка, - отвечают мне. - Ползает на четвереньках, шипит, прыгает по палате - с кровати на пеленальный столик, оттуда - на тумбочку..."

МЫ БЫЛИ в шоке. В четыре года Антоша Адамов как будто впервые попал в человеческое общество. Ему было удобнее передвигаться на четвереньках, спать на полу, свернувшись калачиком, царапаться, кусаться... Дети в первое время так и называли его - Киска. Они подойдут к нему: "Антошка, пойдем гулять", - а Антон согнет пальчики, как коты обычно выпускают коготки, и шипит на них. Кроме хлеба с картошкой, Антон ничего не ел - от остальной еды у него было несварение желудка. Ребенка пришлось учить мыть руки, держать ложку, одеваться, говорить. Не могу без слез вспоминать, как однажды наш Антон нарвал пучок травы, выбрал из него осоку и начал ее жевать - прямо как коты делают, когда лечатся.

С тех пор как Антошка попал в детский дом, прошел год. Старания психологов, воспитателей и логопедов не прошли даром - Антон больше не похож на дикого зверька и не боится людей. "Аплель, аплель, звенит капель, на дологах лужи. Сколо выйдут мулавьи после зимней стужи..." - пусть не без помощи взрослых, но Антон прочитал стихотворение для "АиФ". Потом показал нам свою любимую машинку, с большим аппетитом съел супчик с котлеткой и в обнимку с мягкой игрушкой лег в кроватку.

"У Антона очень хорошая динамика развития, - рассказывает мне Ирина Кочина. - Он, конечно, не догнал своих сверстников, но прогресс налицо. Только в глаза пока не смотрит и почти не улыбается. Нашему Антону повезло дважды. Во-первых, он родился со здоровым интеллектом, несмотря на пьющую мамашу, а во-вторых, его вовремя нашли. Иначе бы ребенок просто погиб".

"У нас много таких"

ДЖУНГЛЯМИ для маленького маугли Антона Адамова стала деревня Горицы Ивановской области, расположенная всего в 350 км от Москвы. "Мама" Наташа и "бабушка" Люда не просыхали от выпивки, в их доме собиралась вся деревенская пьянь, а мальчика, чтобы не мешал, запирали в чулан вместе с кошкой... Так, не видя игрушек и книжек и больше общаясь с кошкой, чем с людьми, Антон прожил четыре года. На глазах у всей деревни. К врачам мальчик попал с двусторонней пневмонией. Когда мы приехали в Горицы, 28-летняя "мама" Наташа, опухшая и еле стоящая на ногах, встретила нас кулаками и нескончаемым потоком мата. Жители деревни жаловались на буйную соседку и ругали... прокуратуру за то, что та не оставляет Горицы в покое из-за Антошки. "Да у нас полдеревни пьет, - говорили сельчане. - И че они к нам с Антоном пристали? У нас много таких..."

Самое страшное, что случай с Антоном не единичный. Несколько лет назад в Ростовской области нашли двухлетнего ребенка, поселившегося в собачьей будке: мать ушла в запой, а мальчик вышел из дома и нашел приют у собаки. Год назад на окраине Новороссийска спасли 12-летнюю Аню Овчинникову, которую пьющие мать и бабушка несколько лет держали взаперти. "Девочка попала к нам диким волчонком, - говорит воспитатель новороссийского детского приюта "Надежда" Ирина Воронцова. - Взгляд из-под бровей, молчит, людей боится, одеваться-умываться не умеет, читать-писать, естественно, тоже. Анечке пришлось заново постигать мир".

Амала и Камала

"НЕКОТОРЫЕ ученые считают, что критический порог - это 7-9 лет, перевалив за который дети-маугли, если они не вернулись к людям, могут окончательно утратить возможность обрести человеческий разум, - считает доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. Ломоносова Ольга Карабанова. - Доказательством тому служит случай, произошедший в 20-х годах прошлого века. В Индии нашли двух девочек - восьми и полутора лет, - живших в волчьей стае. Младшая (Амала) научилась ходить и говорить, а вот старшая (Камала) так и ползала на четвереньках - к 8 годам она приобрела достаточно завершенную психику волка.

Вот иногда говорят: "Зачем разговаривать с младенцем? Что он понимает?" А затем, что в первый год жизни у ребенка формируется привязанность к другому человеку, а от года до трех лет развивается речь, на основе которой построены мышление, память, внимание. Если в эти годы ребенок не получит эмоционального содержательного общения со взрослыми, то, какими бы врожденными данными он ни обладал, его интеллектуальное развитие серьезно пострадает".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно