В бункерах Саддама есть пятиэтажные дома, в подземельях Ким Чен Ира плещутся осетры, а от здания ФСБ есть подземная дорога в Большой театр
"В БЛИЖАЙШЕЕ время мы вряд ли закончим изучение всех подземных коммуникаций в Багдаде и Тикрите, где находились бункеры и системы жизнеобеспечения иракского руководства. Но то, что мы обнаружили, уже впечатляет", - заявил на днях на пресс-конференции представитель американского военного командования в Ираке. Секретные подземные поселения, оборудованные бункерами и связанные туннелями, существуют во многих государствах мира. Но даже после того как в той или иной стране меняется власть, их не спешат выставлять на всеобщее обозрение...
Тайны подземелий
ТЕ САМЫЕ подземелья для Саддама в Ираке (протяженностью в сотни километров) строили в период 1982-1991 годов югославская фирма "Аэроинжиниринг", гэдээровская "Фройндшафт" и французская At PZ. По мнению иракских специалистов, фактически это были громадные жилые комплексы с пятиэтажными домами глубиной до 40 метров (!). Туннели хитро замаскированы - в сети одинаковых катакомб непосвященный человек мог заблудиться и не выйти наружу живым.
- Эти города возводили по частям, - утверждает биограф Саддама Хусейна Саид Абуриш. - Каждая иностранная компания планировала свою часть отдельно, не зная о других. План всех коммуникаций в единственном экземпляре хранился лично у Саддама. Стены его бункера выдержали в марте 2003-го прямое попадание ракет "Томагавк". Я не исключаю, что "нора", где арестовали Саддама, тоже была частью этих катакомб, ибо довольно странно, что она была вырыта в чистом поле - просто американцы сознательно это не разглашают, дабы исследовать коммуникации.
Не секрет, что "Аэроинжиниринг" строила подземные помещения, копируя систему бункеров югославского диктатора Иосипа Броз Тито. Построенный при Тито подземный город, начинающийся в городке Бора в сорока километрах от границы, укрыл от натовских бомб и бывшего президента Югославии Слободана Милошевича. Его старший брат Борислав (экс-посол Югославии в России) упоминал в разговоре со мной, что коммуникации этого подземного поселения вели к побережью Адриатического моря и включали в себя даже ангар для мини-подлодок.
Бункер королевы
- ДЕЛО в том, что еще в тридцатых годах ХХ века разные страны начали строительство подземных городов, - объясняет британский историк Джереми Керберн. - А после сороковых это уже приняло массовый характер. Фактически все помещения сделаны на случай атомной войны, чтобы спасти руководство государства. Со временем они только разрастались и совершенствовались: например, в Великобритании в секретных бункерах имеются не только комнаты для королевы и премьер-министра, но и... для их собак, а королевское подземелье обито обоями любимого цвета Ее Величества и ремонтируется каждый год, хотя она туда спускалась в последний раз во время немецких бомбежек ракетами "Фау" в 1944 году, когда еще была принцессой.
Особый интерес мировых разведок вызывают подземелья в Северной Корее. Высокопоставленный чиновник Госстроя КНДР Ким Ен Нам, сбежавший в Сеул в 1985 году, раскрыл подробности грандиозных подземных городов Ким Ир Сена. Фактически "любимый вождь" переплюнул коллег-диктаторов - поселения под землей оплели все уголки Северной Кореи. По словам северокорейского чиновника, там есть дворцы, отделанные мрамором, осетровые фермы и птицефабрики перепелов (!) - все для того, чтобы президент не испытывал ни малейшего дискомфорта. Ким Ен Нам утверждает, что при желании Ким Чен Ир может попасть из своего дворца в Пхеньяне даже в Сеул. Американцы и южнокорейцы признают, что с территории Северной Кореи к ним идет сеть (около двадцати) секретных туннелей, из которых пока обнаружили только три. Кстати, в самом начале эту сеть подземелий начали строить именно советские инженеры...
- Главный секрет КГБ не раскрыт до сих пор, - заявил в интервью "АиФ" сбежавший в 1985 году в Лондон экс-полковник госбезопасности СССР Олег Гордиевский. - Я знаю, что Комитет имел под землей грандиозные сооружения, целые города, равных которым не существует нигде, ни в Ираке, ни в Северной Корее, - эти подземные коммуникации советских, а теперь и российских спецслужб попросту уникальны.
"Метро-2"
"ПОДЗЕМНЫЙ город КГБ" в Москве впервые подробно был упомянут в 1991 году в ежегодном докладе Пентагона. Там же был напечатан приблизительный план коммуникаций под Кремлем под названием "Метро-2". Выходило, что в туннелях госбезопасности также ходили поезда. Схему удалось получить при помощи съемок со спутника-шпиона, способного "видеть" пустоты в грунте. Как предполагают, всего система бункеров насчитывает 100 (!) километров. Она включает подземный городок на 15 тысяч жителей под Раменками (район на юго-западе Москвы), связывает правительственный аэропорт "Внуково-2", здание ФСБ, Кремль, Библиотеку им. Ленина, Академию Генштаба и даже Большой театр. По данным Пентагона, всего насчитывается три линии, от 24 до 27 километров каждая. Как ни странно, российские чиновники практически не пользуются "Метро-2" - она построена на случай экстренной эвакуации.
Подземные города в США тоже запечатаны грифом "Секретно", и о них мало что известно. Хотя бывший британский разведчик Виктор Хейли в своих мемуарах "Из-за кулис" пишет, что подземелья США поражают своими масштабами - при желании президент может доехать под землей от Вашингтона до Нью-Йорка на скоростном поезде. Впрочем, по мнению Хейли, подземные сооружения в США в основном используются для работы засекреченных лабораторий, разрабатывающих биологические вирусы.
- Но в принципе подземные сооружения спецслужб - это уже вчерашний день, - считает тот же биограф Саддама Хусейна Саид Абуриш. - В планах у Саддама было создание подводной базы, где его бы уж точно никому не пришло в голову искать. Он не изобрел эту идею - как известно, построить морское поселение в 1944 году планировал и Адольф Гитлер, но не успел. Так что не исключено, что скоро на дне моря появятся новейшие секретные города - подобно тем, что мы уже наблюдаем под землей...
МНЕНИЯ
ПОМОЩНИК первого Президента России В. ШЕВЧЕНКО:
- СВЕДЕНИЯ о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются. Кроме того, существовали подземные транспортные коммуникации между Генеральным штабом и несколькими другими правительственными объектами. В 1991 году была построена подземная пневмопочта между Старой площадью, где размещался ЦК КПСС, и Кремлем.
С ВОПРОСОМ о секретных линиях мы обратились к начальнику столичного метрополитена Дмитрию ГАЕВУ. Он ответил, что является руководителем исключительно московской подземки, а тут ничего секретного нет.
КСТАТИ
В ТУРЦИИ (Каппадокия) до сих пор можно увидеть одни из первых подземных городов, построенных во II веке нашей эры. Внутри размещены колодцы для получения воздуха и света, небольшие храмы, помещения для домашних животных, кладбища, кухни и хранилища зерна и муки. Закрывались входы в этот город каменными дисками в полтора метра диаметром. По подсчетам историков, всего в то время в подземных городах могло размещаться несколько тысяч человек.