В ЖИЗНИ Станислава ГОВОРУХИНА, знаменитого режиссера, снявшего "Место встречи изменить нельзя", "10 негритят", "Ворошиловский стрелок", "В поисках капитана Гранта" и множество других картин, недавно закончилась политическая веха: после 10 лет (!) депутатской работы он решил вернуться к обычной жизни.
"Ельцин - преступник"
- ВАС "ушли" из Думы?
- Нет, это был мой выбор. У меня есть округ, который меня поддерживает. Конечно, меня выбрали бы и в этот раз. Но я не стал даже пытаться баллотироваться в депутаты.
- Когда вы работали в Думе, могли, выражаясь высокопарно, вскрывать язвы в жизни общества. Сейчас такой возможности у вас нет.
- Наоборот! Только сейчас и могу вскрывать эти язвы! (Смеется.) В Думе я был абсолютно беспомощен. Мой рот был заклеен пластырем. Появились такие понятия, как фракционная дисциплина. Прежде чем что-то сказать, нужно было подумать: не подводишь ли ты свою фракцию? А сегодня Говорухин, можно сказать, вернулся в политику. Я свободен. Хотя, может быть, настанет время, когда меня перестанут приглашать на ТВ. Такое бывало и раньше, в 1993-1997 годах, когда я критиковал Ельцина, олигархов и тех, кто был у власти.
Это звучит ужасно, но настроение у меня было лучше, когда Ельцин был президентом. Хотя я всей душой его ненавидел. Я думал: уйдет этот разрушитель России - и все изменится, наладится. Но вот пришел (причем надолго) новый человек - умный и образованный, все в него влюблены... Но политика-то ельцинская! Продолжается обнищание, армия небоеспособна, производство душат, за рубежом с нами не считаются...
- Вы говорите, что Путин пришел надолго. Но ведь нет закона, по которому человек может баллотироваться в президенты на третий срок.
- Ну, тогда президентом станет человек, которого он назначит своим преемником.
- Может, в этом есть некая политическая стабильность?
- Какая, к черту, стабильность? Вчера были в заднице, сегодня в заднице и завтра будем в заднице. Война в Чечне продолжается. Она, может, никому и не нужна. Путину - уж точно. Но государство бессильно покончить с ней. Я был председателем "чеченской" комиссии. Мы работали год. Комиссия сделала выводы, и что? Кто-то их прочел?!
Преступность выросла, приняла еще более страшные масштабы.
- По статистике, преступность уменьшилась.
- Уголовная, может быть, снизилась чуть-чуть, но "беловоротничковая" достигла неслыханных размеров. Происходят фантастические вещи! Березовский грабил страну - сейчас процветает.
- Но Ходорковского посадили в тюрьму.
- У нас на глазах другой человек - Абрамович - разворовывает Россию, переводит капитал за границу, купил "Челси". Абрамович знает: ему жить там, а не в этой стране. Все, кто нарушил законы, увел деньги из бюджета, приватизировал незаконно целые отрасли народного хозяйства, должны отбывать наказание. Закон - для всех. Но строги почему-то только к Ходорковскому. Что за чушь?! Мне кажется, что в Ходорковском увидели серьезного политического противника, который в ближайшее время мог бы "выскочить" и участвовать в президентской гонке. Он умный, образованный.
Монстр Зюганов
- ТЕПЕРЬ, вне стен Думы, вам морально более комфортно?
- В Думе я тоже был в своей тарелке. Правда, последние три года чувствовал свою бесполезность. Парламент уже был подконтрольным Кремлю. А сегодня он и вовсе карманный. Проблема в том, что у нас нет открытого и понятного механизма появления нового человека на вершине пирамиды власти. Уже на самом низком уровне, на так называемых демократических выборах, все решают деньги. И блат. А нормальные выборы - это когда любое вмешательство власти должно строго наказываться. За каждую лишнюю копейку, истраченную на рекламную кампанию, нужно не просто снимать с предвыборной гонки, а сажать в тюрьму.
Это касается и проведения реформ. Оскар Уайльд сказал: "В России нет ничего невозможного. Кроме реформ". Любое нововведение ударяет по беднейшим слоям населения. Вот и административная реформа, которую Путин провел накануне своих выборов, привела к тому, что Россия полгода не работала. Исполняющих обязанности министров Путин назначил сразу. А их замов, имеющих право подписи документов, - нет. Страна понесла из-за этого колоссальные убытки.
В демократической стране у власти не были бы так развязаны руки. Пора нам наконец сделать выбор: или вернуть монархию, или отстаивать демократию. На чем-то нужно остановиться. Солженицын говорит: "Расцвет России начнется только тогда, когда откроются уста миллионов". Но разве мы с экранов ТВ слышим мнение простых людей?! Есть издевательские передачи типа "Глас народа". Но кто представляет в них народ? Депутаты, примелькавшиеся политики. Но разве наше правительство, которое выступает в этих программах, отвечает интересам населения?!
Приведу пример. Как народ России относится к смертной казни? Я знаю, что при таком разгуле преступности 90 процентов жителей России - за смертную казнь. Но мы ввели на нее мораторий. Почему, спрашивается? А потому, что это условие нашего присутствия в Совете Европы. Отказаться от такого важного средства борьбы с преступностью ради того, чтобы толкаться в лакейской Совета Европы? При этом на ТВ говорится, что 51 процент россиян за смертную казнь, а 48 - против. Это отвратительная ложь.
- Получается, политтехнологии оказываются сильнее народа в целом?
- Конечно.
- И вы так спокойно об этом говорите?!
- А чего мне нервничать? Я уже шумел, орал. Сколько можно? Вы говорите, я мог бы создать собственную партию. Но у меня уже здоровья нет.
- Если к руководству страны у вас столько вопросов, может, снять про него фильм? Мур снял антибушевскую картину, "Пальмовую ветвь" в Канне получил.
- Во-первых, Говорухин лучше снимет хорошую художественную картину. Во-вторых, я Джорджа Буша на дух не переношу, рожу его терпеть не могу, но не уверен, что Мур снял справедливый фильм. В документальном кино можно сделать что хочешь. Например, снять некрасиво, как у нас часто делают с людьми неугодными. Я Зюганова очень хорошо знаю. Играю с ним в бильярд, в "Снегирях" вместе отдыхаем. У него совершенно обычная внешность. Но по ТВ его, председателя оппозиционной партии, раньше снимали с такой точки, что это был просто монстр и урод. Что, Зюганов хуже Ельцина?! А как показывали депутатов Государственной думы? Кто-то зевает, кто-то спит, кто-то ковыряет спичкой в зубах... Художники все могут.
- Когда мы с вами беседовали год назад, вы о Зюганове отзывались очень критично...
- Я и сейчас критично к нему отношусь. Просто говорю, что сегодня он для власти не представляет никакой опасности.
"Я - идиот!"
- ЗА 10 ЛЕТ работы в Думе хоть что-то достигнуто?
- Мы сделали много хорошего. 1) Вернули стране и народу перемещенные ценности (то, что досталось нам в качестве трофея в Великую Отечественную войну).
2) Увеличили, довели до стопроцентного уровня финансирование культуры. Приняли закон в защиту кинематографа, освободили его от НДС. Кино сейчас на подъеме: в павильоны киностудии не прорвешься, все занято, снимается огромное количество картин. Надеюсь, со временем количество перейдет в качество.
- "Место встречи изменить нельзя" - вершина вашего творчества?
- Нет. Мне больше нравится последняя картина - "Благословите женщину". И предыдущая была хорошая - "Ворошиловский стрелок". У меня есть претензии к ранним работам. А сейчас я снимаю все лучше и лучше.
- "Благословите женщину" как прошел в прокате?
- Абсолютно провалился. По отчетам получается, что в России состоялось около 32 тысяч сеансов. На каждом сеансе, по справке, присутствовал один зритель.
- Такое возможно?
- Это чистая фальсификация. Директора кинотеатров вместо 600 зрителей, присутствующих на просмотре, пишут в отчете 60. Им ведь нужно будет платить половину от прибыли фирме-прокатчику. Половина от цены 600 билетов или половина от 60 - разница есть? Я идиот, что отдал прокатывать свой фильм государственной организации "Роскинопрокат". Не было никакой рекламы... Любую картину, даже в тысячу раз менее зрительскую, которой занимается частный прокатчик, заинтересованный в доходах, смотрит в 20, 30, 50 раз больше зрителей.
Хочу снять фильм "Не хлебом единым" по знаменитому роману Дудинцева. Люди устали уже от боевиков. Я все-таки кровь от крови русского народа. Чувствую, чего ему хочется. Устал он от этих сериалов придурочных и от дебильного фестивального кино - никто его не смотрит и смотреть не будет.
- Вы утверждаете, что кино делается у нас не для народа, а для фестивалей. Каким должен быть фильм, чтобы его оценило жюри?
- Никита Михалков специально для Канн в "Утомленных солнцем" "запустил" дирижабль. Для чего он это сделал, я не понимаю, но чувствую, что это фестивальная штучка: мы, зрители, живущие в этой стране, никак не можем поверить в то, что посреди бескрайних полей ржи вдруг может всплыть дирижабль с портретом Сталина. Это противоречит самому стилю картины, в которой все натурально, живо.
Сегодня такие приметы "искусства" - некая скучноватость, у героев обязательно должны быть какие-то сексуальные, психологические проблемы. "Элитарное" кино - это пища, которую здоровые люди не употребляют.