НЕСМОТРЯ на важность скорых выборов нового президента Чечни, сообщения о перипетиях предвыборной гонки отошли далеко на второй план. Сенсацией могло стать снятие одного из серьезных претендентов на президентский пост - Малика Сайдуллаева. Но кандидат, похоже, и сам не сильно стремился дойти до финиша.
СНЯТИЕ Сайдуллаева для многих стало неожиданностью. По словам самого кандидата, известного в России в качестве предпринимателя и владельца лотереи "Русское лото", чеченский избирком вынес судьбоносное решение, "зацепившись" за неточную запись в паспорте. Местом рождения кандидата в нем значилась не "Чечено-Ингушская АССР", а "Республика Чечня".
Отказ в регистрации с таким основанием выглядел нелепым и надуманным. Назревал политический скандал, который умело подогревался командой самого кандидата. По Чечне поползли разговоры, что Сайдуллаева "заказали", а исход выборов в любом случае предрешен. Ситуация становилась непредсказуемой. Самые настойчивые сторонники владельца "Русского лото" не поленились обратиться за разъяснениями в республиканский избирком.
Там, впрочем, выяснилось, что снятый с выборов кандидат и его адвокаты как минимум слукавили. По словам одного из членов избирательной комиссии республики, факт неправильной записи в паспорте был далеко не единственной и не основной причиной решения избиркома. Что же произошло на самом деле?
Грубые неточности были и в сведениях о месте жительства, и в данных об имуществе. Более того, в одном из документов значилось, что данные представляются "кандидатом в депутаты Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Сайдуллаевым Маликом Мингаевичем". Но даже эти бумаги, которые где-то валялись с думских выборов, были оформлены с нарушением требований закона. Могло показаться, что команда профессиональных юристов, которая трудилась в избирательном штабе кандидата, зря ела свой хлеб.
Но в Чечне есть и другая версия: юристы вполне справились с задачей, которую перед ними поставил сам Малик Сайдуллаев, к тому времени спокойно отдыхавший во Франции.
В фаворитах гонки за пост президента Чечни сегодня значится другой кандидат. Участие в выборах не принесло бы Сайдуллаеву большей известности, чем у него уже есть. Зато могло стоить бессмысленных затрат и серьезных хлопот. Просто отказаться от участия в выборах он тоже не мог. Демонстративное нежелание участвовать в борьбе могло бы серьезно подпортить в республике его репутацию "народного защитника".
По слухам, изящное решение проблемы владельцу "Русского лото" подсказала одна из сотрудничающих с ним консалтинговых фирм. Оценив шансы кандидата, политтехнологи посоветовали ему уйти, "громко хлопнув дверью". Такой замысел якобы и был исполнен с помощью заведомо неточных и неряшливо оформленных документов. На профессиональном языке - "кандидат подставился". Однако отказ в регистрации был обставлен как борьба с инакомыслием и неудобным претендентом на пост, что даже повысило политический капитал Сайдуллаева. Он оказался в положении "гонимого властью правдоискателя". Но сейчас в Чечне все увереннее говорят, что отказ в регистрации был заранее организован командой кандидата. Как видим, логика в таком невероятном на первый взгляд предположении действительно есть.