ПРОШЕДШИЕ в минувшее воскресенье выборы в Национальное собрание Белоруссии, совмещенные с референдумом по изменению Конституции, небывало оживили унылую политическую жизнь в республике. Некоторые избиратели пришли на участки аж до их открытия - в 8 утра и долго ждали у дверей под нудным октябрьским дождиком. Видимо, боялись, что бюллетеней на всех не хватит. Похоже, белорусы сбегались на выборы, как испанцы на корриду.
ВЫНЕСЕННЫЙ на референдум вопрос звучал дословно так: "Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:
"Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании"?"
В действовавшей до вчерашнего дня Конституции после этого следовало одно коротенькое, но крайне важное предложение: "Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков". Сегодня от этого "излишества" не осталось и следа.
"За", однако, высказались не все. Пресс-центр оппозиции расположился в здании Белорусского народного фронта (БНФ). Три изнуренных борьбой с тоталитарным режимом сотрудника рассылали по Интернету длинные списки нарушений, выявленных в ходе голосования. Чего там только не было: на одном участке вроде бы на халяву наливали пиво, на другом раздавали бюллетени с якобы заполненным квадратиком "за", на третьем к опечатыванию урн не допустили наблюдателей, на четвертом задержали независимых социологов...
Журналисты в БНФ тоже собрались те еще. Враги трудового народа, короче. Всякие там Би-би-си, радио "Свобода", "Голос Америки", "Немецкая волна". Время от времени к этим клеветникам и очернителям выходил российский журналист Павел Шеремет, известный своими сложными отношениями с белорусскими властями. В час дня он по секрету пригласил всех на очень важную пресс-конференцию, которая состоится в 20.30. И совсем уж под страшным секретом добавил: "К сожалению, пока не могу назвать ни участников, ни место проведения. Иначе власти сделают все, чтобы сорвать мероприятие". Шеремет как в воду глядел: вечером ему дали по голове двое каких-то молодчиков, после чего он же был обвинен в мелком хулиганстве. Стоит ли говорить, что белорусские правоохранители не нашли между этими событиями решительно никакой связи.
Взаимоотношениями белорусских властей и оппозиции впору заниматься не политологам, а психиатрам. Оппозиция, допустим, спрашивает: "Куда деваются деньги от продажи за границу белорусского оружия, если известно, что в бюджет они не попадают?" Выдержав мхатовскую паузу, власть глубокомысленно отвечает что-нибудь вроде: "Вы что, забыли, что уровень жизни белорусов постоянно растет, что в стране нет терроризма? А как отстроился и похорошел наш Минск..." При том, что все сказанное обеими сторонами - чистая правда, ощущение диалога глухого со слепым возникает очень отчетливое.
Что бы власть ни сделала, будь то даже строительство Национальной библиотеки в столице, оппозиция никогда не скажет о ней ничего хорошего. А власть, похоже, искренне считает оппозицию больными на голову. Ну какой же здоровый на голову человек не поддержит такого замечательного президента, как Александр Григорьевич, если он всего-то навсего хочет пойти на третий срок? Или на четвертый? Как с такими работать?
С такими, соответственно, никто и не работает. Ни один из 106 баллотировавшихся по всей стране представителей оппозиционных партий в парламент так и не попал. Наблюдатели от СНГ отрапортовали, что выборы прошли как по маслу и никаких нарушений ими не замечено. Ваш корреспондент побывал на трех участках и тоже не заметил, чтобы сторонники президента килограммами подкидывали в урны "левые" бюллетени. Возможно, мне просто не повезло...