ПОБЕДА 33-летнего петербургского гроссмейстера Александра ХАЛИФМАНА на чемпионате мира по шахматам в Лас-Вегасе стала для многих неожиданностью - даже несмотря на то, что в турнире не участвовали ни Анатолий Карпов, ни Гарри Каспаров. Для торжественной церемонии кассету с российским гимном пришлось срочно высылать из посольства в Вашингтоне, а трехцветный флаг искать по магазинам.
- Александр, с какими еще трудностями вы столкнулись на турнире?
- Весь чемпионат ужасно хотелось спать, никак не мог перестроиться на американское время. Я вообще могу проспать 30 часов подряд, если меня не будить. В Лас-Вегасе была еще одна проблема - найти нормальный кофе. В большинстве кафе подают мутноватую бурду - результат борьбы за здоровый образ жизни.
- Как вы оцениваете ситуацию, что стали чемпионом, не победив ни Карпова, ни Каспарова?
- Мне кажется, участие Карпова в чемпионате ничего не изменило бы. Последний мало-мальский успех экс-чемпиона был в 96-м, сейчас его место в лучшем случае в середине рейтинговой таблицы. Каспаров же в чемпионате принципиально не участвует. Как известно, в 93-м году он вышел из ФИДЕ, заявив, что будет разыгрывать первенство мира сам. Это ему в какой-то мере удалось в 93-м и 95-м годах. После чего Каспаров звание чемпиона мира не отстаивал, и как собирается это делать в дальнейшем - непонятно. Создается впечатление, что титул чемпиона мира он присвоил пожизненно. Правда, в начале года в серии действительно блестящих выступлений Каспаров доказал фантастическую силу. Международная федерация оказалась в трудной ситуации. Сложно найти спонсоров, когда в первенстве не участвует сильнейший шахматист мира. Но все же чемпионат состоялся, и "звездных" имен хватало: Крамник, Широв, Гельфанд, Адамс, Иванчук, Полгар...
- Вам приходилось встречаться с Каспаровым за доской?
- Дважды. Впервые - в 88-м году, на юбилейном чемпионате СССР. Партия закончилась вничью. Второй раз - в 91-м, когда я достаточно случайно оказался в элитном турнире. И опять ничья.
- Что за конфликт у вас произошел?
- В 92-м проходил командный чемпионат Европы, где Каспаров и Карпов сначала отказались играть. Но хороших шахматистов хватало, команду собрали вполне кондиционную. Вдруг на заседании федерации появился Гарри Кимович, посмотрел список - что, дескать, Халифман - первая доска! Шваль! Я сам возглавлю!
Я сказал, что играть в одной команде с ним не буду.
Каспаров любит театральные эффекты. Сперва гроссмейстеры неэлитного круга были для него фигурами умолчания. Потом понеслось - "туристы", "любители", "игроки для сеанса одновременной игры". Так турниры стали постепенно сходить на нет - кто же даст денег, если во всех газетах пишут такое? Одновременно обозначилось жуткое материальное расслоение среди игроков, чего нет ни в одном другом виде спорта. Те, кто входит в элиту, человек десять, зарабатывают в год шестизначные цифры. Те же, кто всего лишь на пару пунктов ниже в табели
о рангах, могут класть зубы на полку.
- Шахматная федерация России вас поздравила?
- Я получил поздравление от ее президента г-на Селиванова. Занятный документ. Там написано: "Уважаемый Александр Валерьевич! Руководство Российской шахматной федерации поздравляет Вас с победой в турнире в Лас-Вегасе". Позиция ясна, акценты расставлены. Смешная ситуация: вроде бы они являются членами ФИДЕ, должны выполнять устав, соответственно, должны признать, что в Лас-Вегасе прошел чемпионат мира, и я теперь - чемпион. Но, видимо, преданность великому шахматисту Гарри Кимовичу Каспарову мешает это сделать.
- Ваши коллеги уважают вас за интеллект и чувство товарищества, хотя и признают, что характер у вас непростой.
- Я шахматного таланта как раз не имею, а вот интеллектом Бог не обидел. И с шахматистами у меня хорошие отношения. Это от Каспарова исходит величие, уничтожая вокруг все живое. Мне это чуждо. А с характером... Я вообще не понимаю, что такое - простой характер. Я неконфликтный по натуре, но в то же время человек прямой - что думаю, то и говорю.