Примерное время чтения: 4 минуты
146

Кучма не переезжает

НУ ВОТ И ВСЕ. Победа Леонида КУЧМЫ над коммунистом Петром СИМОНЕНКО, которую пророчили практически все без исключения политики и политологи, 14 ноября стала реальностью.

ЛЕНИВЫЙ драматург, написавший сценарий выборов в России, не потрудился исправить его для Украины. Сойдет, мол, и так. Сошло. Кучма снова президент, и помогли ему в этом российские деньги и российские имиджмейкеры. По полученным из избирательного штаба Кучмы данным, каждая область стоила ему от 100 до 300 тыс. долл. Еще столько же расходовал каждый губернатор. А областей в Украине 25.

Сколько потратил на выборы российский "вдохновитель и организатор победы" Кучмы Борис Березовский, не знает никто. Помимо бюджетных и российских денег к услугам Леонида Даниловича был и весь госаппарат и средства массовой информации. И тем и другим Кучма активно пользовался. Почтовые отделения бесплатно рассылали его агитки, а телевидение по многу раз гоняло одни и те же трогающие сердца передачи, в которых Леонид Данилович общался с деятелями культуры, "заспiвав з ними пiснi", декламировал полюбившиеся с детства стихи, и снова, как и в первом туре, иностранные и местные наблюдатели зафиксировали многочисленные нарушения, и снова эти фиксации, как и в первом туре, никак не повлияют на окончательный результат: Кучма - президент.

Что будет дальше

ЕСЛИ настоящее президента Кучмы лучезарно и он может выпить, как и собирался, горилки за победу, то будущее обещает быть бурным. В следующем году Украину ожидают выплаты по долгам, которых накопилось без малого на 13 млрд. долл. Внутренняя задолженность по пенсиям составляет около 400 млн., по зарплате больше миллиарда. Но денег у Киева нет. Их нет в казне (все золотовалютные запасы составляют порядка 700 млн. долл.), их нет и у людей. Национальная валюта уже вышла из предписанного ей коридора в 4 гривны 60 коп. за доллар, а на черном рынке за него платят 5.30, и, по прогнозам, падение гривны после выборов еще более ускорится.

И тем не менее, несмотря на столь тяжелое положение, близкое окружение нового-старого президента полно оптимизма: "Леонид Данилович не станет почивать на лаврах, - говорит Дмитрий Табачник, которого называют "серым кардиналом" президента и который возглавлял его избирательную кампанию. - Нас ждет изменение налоговой системы, административная реформа и ускоренный процесс приватизации".

В последнем, третьем пункте кроется интерес Бориса Березовского и других российских акционеров кампании по выборам Кучмы. Еще остались неприватизированными лакомые куски украинской госсобственности вроде двух нефтеперерабатывающих заводов, компании "Укртелеком", Николаевского глиноземного завода и многих других предприятий, в покупке которых заинтересован российский капитал.

"Именно их приватизация, - считает Александр Мороз, лидер соцпартии и один из ведущих кандидатов на президентских выборах, - должна продемонстрировать, какие российские финансово-промышленные группы заплатили за выборы Кучмы и в каком объеме".

Если бы победил Симоненко

В НЫНЕШНЕМ ноябре перед жителями украинского государства встала та же дилемма, что и перед россиянами в 1996 г. Да, нынешний президент откровенно слаб, за него государством управляют другие, люди нищают, коррупция процветает махровым цветом... Это про кого? Про Россию или Украину? Но приход к власти Зюганова в России или Симоненко в Украине резко дестабилизировал бы и без того трудную ситуацию.

В Украине это могло вылиться в раскол государства, поскольку здешние коммунисты выступают за новое воссоединение Украины с Россией. "Мы должны все сделать для восстановления наших братских связей", - убежден Симоненко. В той или иной мере в этом его поддерживают Восточная Украина и Новороссия (Херсонская, Николаевская, Одесская области и Крым). Но против любых форм воссоединения резко выступает националистически настроенное население Западной Украины. Значит, приход Симоненко к верховной власти в Киеве почти наверняка поставил бы страну на грань раскола.

Но раскол может произойти и по вине Кучмы, и совсем в другом месте. В своем первом заявлении журналистам на следующий день после своего избрания Леонид Данилович заявил: "Сегодня весь вопрос во взаимоотношениях исполнительной власти и парламента, который блокирует все законодательные инициативы президента". Президент готов поставить в Верховной Раде вопрос о переизбрании спикера Ткаченко, но лидер коммунистического большинства Симоненко уже пообещал, что даже не поставит этот вопрос на голосование.

Не слышат ли россияне в этой перебранке что-то свое "родное"? Не последует ли вскоре за этими словами нечто, тоже написанное по российскому сценарию? Например, октябрь-93?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно