"НУ ВОТ, придется снова голосовать за Кучму, - пожилая киевская актриса тяжело вздыхает. - Но выхода у нас нет, не за Петра же Симоненко, украинского Зюганова, голосовать! А Кучму мы хоть говорить научили за пять лет президентства. Сначала по-русски, а теперь даже и по-украински".
НЕСМОТРЯ на то что в предвыборной президентской гонке в первом туре участвовали тринадцать кандидатов, выбор у жителей Украины был действительно невелик. Предвыборные программы походили одна на другую, как доски одного забора, и каждый из кандидатов, вместо того чтобы рекламировать себя, стремился доказать, что все остальные еще хуже, чем он.
Во втором туре за президентскую булаву будет соревноваться Леонид Кучма, сумевший за пять лет своего правления выполнить далеко не все свои предвыборные обещания, со своим извечным оппонентом Петром Симоненко, лидером коммунистического большинства, блокирующим в парламенте попытки других фракций поднять страну с колен.
Как проходили соревнования
УЖЕ в ходе подсчета голосов некоторые депутаты Верховной Рады заявили о далеко не безупречном ходе и самой избирательной кампании, и непосредственно процедуры голосования. Нарушения возникли, начиная с выдвижения претендентов, сбора подписей в их поддержку и регистрации кандидатов. Чего стоила, например, с правовой точки зрения принудительная регистрация Центральной избирательной комиссией шестерых кандидатов, не сумевших набрать необходимый миллион подписей, по... решению Верховного суда! Впрочем, нарушений украинского выборного законодательства было столько, что об этом можно написать отдельный материал. Неудивительно поэтому, что на пресс-конференции, которая состоялась после первого тура выборов, наблюдатели ОБСЕ признали, что украинским избирателям не удалось свободно изъявить свою волю и потому эти выборы следовало бы признать недействительными. Но, учитывая, что Украина находится в состоянии постоянного конфликта между законодательной и исполнительной властью, а также в тяжелейшем экономическом положении, наблюдатели согласны с тем, что выборы все же следует признать состоявшимися.
Кого любят СМИ
В ХОДЕ избирательной кампании особым вниманием украинских СМИ пользовался только один кандидат, он же действующий президент. Радио и телевидение освещали чуть ли не каждый час его служебного и личного времени. Кстати, по этим репортажам можно сделать вывод, что почти два месяца президент непрерывно находился в так называемых рабочих поездках, но никак не на своем рабочем месте. Вся страна любовалась тем, как Леонид Данилович то открывал в какой-то квартире кран с горячей водой, то зажигал газ на чьей-то кухне, то перерезал ленточку на новой трамвайной остановке. Слава Богу, за этот период со страной ничего не случилось. Но невольно закрадывается крамольная мысль: может быть, Украине президент вовсе не нужен?
Чтение предвыборных пасквилей, которыми кандидаты усердно "мочили" друг друга, и компроматом-то назвать трудно. Судите сами. Накануне выборов газета "Сiльськi вiстi" сообщила, например, что бывший спикер Рады и один из главных кандидатов на пост президента Алексей Мороз в детстве "ходил под себя и занимался онанизмом".
Как выяснилось чуть позже, кто-то из противников Мороза раскошелился на выпуск подделки, к которой настоящая редакция "Сiльських вiстей" не имела отношения. Фальшивка с "эксклюзивной" информацией о том, чем Александр Мороз занимался в детстве, была отпечатана неслыханным для Украины миллионным тиражом и опущена в почтовые ящики подписчиков "Сiльських вiстей".
Впрочем, так же неприлично ведет себя и печатный орган социалистической партии Александра Мороза, именуемый "Проспект правды". В заметке с оригинальным названием "Кстати, о здоровье президента" ее авторы пишут о перенесенной Кучмой операции на щитовидной железе и приходят к выводу, что последствием ее обычно бывает заболевание, характеризующееся... "развитием кретинизма, потерей интереса к окружающему миру и маскообразным лицом".
Сегодня в Украине журналистов используют, как известные "резинотехнические изделия": только один раз. Несколько газет возникло незадолго до выборов и исключительно для того, чтобы обслуживать нужды кандидатов, и уже известно, что сразу после окончания второго тура не менее шести газет закроется.
"Хоть похоже на Россию..."
МНОГИЕ обозреватели в России убеждены, что украинские выборы проходят по российскому сценарию 1996 г.: есть Кучма, который, как и Ельцин, избирается ныне на второй срок, и есть коммунист Симоненко - аналогия Зюганову. И естественно, что Симоненко должен Кучме проиграть.
На самом деле украинский сценарий, похоже, гораздо сложнее, чем российский. По некоторым сведениям, результаты первого тура были "подправлены", но не в пользу Кучмы, а в пользу... Симоненко. Дело в том, что основным противником Леонида Даниловича на выборах, по всем прогнозам, являлся отнюдь не Симоненко, а Мороз, который и должен был бы занять второе место. Но в этом случае шансы Кучмы на победу во втором туре резко падают. Чтобы избежать этого, Симоненко и был выведен на второе место.
Вряд ли судебное разбирательство, оспаривающее результаты первого тура, которое оппозиция обязательно инициирует, даст какой-либо результат, но по украинскому законодательству у Мороза, занявшего на выборах третье место, все же до сих пор сохраняется маленький шанс на выигрыш. Он возникнет, если коммунист Симоненко откажется от участия во втором туре в его пользу.
Но в любом случае Украину ожидают расходы, которые ей явно не по карману. В своем выступлении накануне голосования Кучма сообщил, что на второй тур республика потратит 100 млн. гривен (по курсу нацбанка примерно 20 млн. долл.). Цифра для пустого украинского бюджета просто шокирующая.
То, что в президенты подаются люди далеко не бедные, понятно, как говорят в Украине, и конюху в селе Яблочном. Но в своих декларациях кандидаты указывали смехотворные доходы в 6-7 тысяч гривен. Как, впрочем, и их российские коллеги, баллотирующиеся ныне в Думу. Более реальную цифру указал лишь один из заведомо непроходных кандидатов - бизнесмен Александр Ржавский, честно признавшийся в миллионе и трехстах тысячах гривен годового дохода.
По подсчетам аналитиков, "сырые", никому не известные кандидаты, вроде того же Ржавского, тратили не менее одного доллара на каждого избирателя. Раскрученные же кандидаты тратили гораздо больше. Каковы были эти траты в реальности, наверное, так и останется тайной.
Что будет после
РАЗУМЕЕТСЯ, больше всего потратил на выборы сам президент, и, разумеется, не из своего кармана. В выступлениях накануне выборов он признал, что основным своим соперником в предвыборной гонке считает экономическую ситуацию в республике. И это правильно.
Хронические невыплаты пенсий и зарплат, острейшая нехватка бензина и газа поставили Кучму в крайне невыгодную ситуацию. Чтобы поправить ее и сделать Леонида Даниловича избираемым, ушло, как утверждают, от 1 до 2 млрд. гривен. Значительная часть этой суммы была брошена на поддержание цен на низком уровне. О затратности этой политики говорит такой факт: с начала нынешнего года рост курса доллара составил 30%, а розничные цены выросли всего на 10%. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что после второго тура, который состоится 14 ноября, гривну ожидает падение, а потребительские цены - рост. Но это будет уже другая страна и другая жизнь, пусть даже и со старым президентом.