ВЫБОРЫ подкрались незаметно. Москвичей почти не развлекали скандалами и компроматом, прилюдными песнями и плясками кандидатов, не баловали остроумными пиаровскими акциями. Все как в какой-нибудь тихой европейской державе с устоявшейся двухпартийной системой. Может, и у нас складывается такая же?
КУДА бы пойти в воскресенье? - думает среднестатистический москвич. На избирательный участок - дружно советуют ему сторонники всех двенадцати кандидатов. Десяти из них будет особенно дорог каждый голос. Рейтинг Эллы Памфиловой, Умара Джабраилова, Евгения Савостьянова, Алексея Подберезкина - величина столь малая, что ее не берется оценить ни один центр изучения общественного мнения. Юрия Скуратова москвичи видят в амплуа телезвезды, но не президента. Константин Титов и Аман Тулеев для столицы чужие, хотя последний в целом по стране и набирает аж один процент респондентов. Кинолюбам и телеманам мегаполиса хорошо известен Станислав Говорухин, настолько, что один из ста горожан готов доверить ему режиссировать политическую жизнь страны. Кстати, и ситуация складывается, как в его фильме: эти десять кандидатов - как десять негритят. Своих самых верных избирателей сохранили Жириновский с Явлинским, но подрастеряли "сочувствующих", около 20% потенциального электората - захлестнула его, видно, волна народной любви к Путину.
В общем, на десятерых претендентов результат пока такой: 13,7% на всех - это средний рейтинг по опросам ВЦИОМ, РОМИР и фонда "Общественное мнение". А по отдельности и считать нельзя. ВЦИОМ предупреждает, что величина допустимой погрешности - примерно 4%.
Итак, за пределы погрешности вырвались только двое: Владимир Путин с 56,8% и Геннадий Зюганов с 20,9%. Навскидку результат главного коммуниста для столицы даже великоват. Но надо учитывать дисциплинированность зюгановского электората. Лишь только открываются участки, а пенсионерки с красными бантиками в районе пламенного сердца уже на посту. В Московском горкоме КПРФ нас уверили, что обеспечат стопроцентную явку партийцев. Дмитрий Васильев, лидер национального фронта "Память", сообщил нам, что он и его сподвижники вообще за монархию, но "стране нужна централизованная власть, а из всех кандидатов ее может обеспечить только Путин". Московское отделение СПС декларировало для правых свободное волеизъявление, и две трети из них уже собрались голосовать за и. о. президента, как и примерно 63% "овээровцев", не имеющих собственного кандидата.
Из тех, кто поддержал Путина в опросах, 60% моложе 35 лет. Но одно дело - сказать "да" по телефону, а другое - пойти и проголосовать. В воскресенье эта часть электората привыкла отсыпаться после недели учебы или работы и со свойственным возрасту оптимизмом надеяться, что их кандидат как-нибудь и так пройдет. Разбудить обывателя и уговорить его дойти с бюллетенем до урны - такая задача постоянно тревожит умы политиков в странах, где стабильно борются две партии, власти и оппозиции. То же самое, по сути, происходило у нас уже на прошлых президентских выборах. Электорат пробуждали к сознательности, говоря о коммунистической угрозе. Выбор - за или против коммунистов - предстоит сделать и сейчас.