27 апреля 1999 г. этот фильм был представлен зрителям еженедельником "Аргументы и факты"
Гитлер - тоже человек?
А. Сокуров: "Вождей нет, есть просто люди"
...ОДИН день весны 1942 года. Летняя резиденция фюрера "Бергхоф" в Альпах. Предчувствие грядущей катастрофы, гибели, поражения. Немолодой человек, больной и странный (потрясающая работа Леонида Мозгового в роли Гитлера), влюбленная в него красивая женщина - Ева Браун (Елена Руфанова - открытие Сокурова). Ева называет его просто Ади, как когда-то звала его мать.
Мимо каменных стен зловещего замка плывут темные облака. К скале прислонился Гитлер и смотрит вдаль. К нему подходит Ева, пытается заговорить. "Оставь меня, я должен запечатлеть в своем мозгу этот замечательный вид", - резко обрывает Адольф любовницу. Ева уходит. Оглянувшись по сторонам, Гитлер заходит за камень, снимает штаны, садится на корточки. Сквозь оптический прицел винтовки за Гитлером наблюдает охрана. Фюрер поднимается, по-кошачьи закапывает ямку и долго стряхивает с рук остатки снега, приговаривая: "Мерзость, мерзость..."
Зверства фашизма, бомбардировки, морские сражения, концентрационные лагеря - все это за кадром. О них лишь пару раз напоминают отдаленные звуки артиллерийских выстрелов и несколько кадров военной кинохроники. Здесь, в "Бергхофе", фашистская элита отдыхает.
За обедом в каминном зале Гитлер, будучи вегетарианцем, боится ненароком съесть, как он сам выражается, "трупный бульон" - суп, приготовленный на мясе. Гитлер разглагольствует на протяжении всего обеда. Говорит о чем угодно - о том, например, что от крапивы больше пользы, чем от хлопка, и потому ею надо засадить всю Украину. Размышляет об идеальном человеке, и собравшиеся тут же приходят к выводу, что идеальный человек сидит как раз напротив них. После обеда фюрер засыпает в кресле. Все замолкают, но Ева просит всех продолжить разговор - Адольф не должен проснуться в обстановке гробовой тишины.
Затем, как и положено на отдыхе, все идут гулять. Дурачатся, говорят ерунду, потешаются над чудаком Геббельсом (Леонид Сокол), вышедшим на прогулку с сачком для бабочек. Охранники деликатно отворачиваются, потому что смотреть на то, как резвятся небожители, им неловко.
А небожители мало чем отличаются от простых смертных. Пьют, едят, храпят, боятся болезней, говорят глупости. Величие - и ничтожество. Из-за коликов в животе, расстройства желудка, боязни рака истребляются целые народы.
В этом парадоксальность и глубина фильма Сокурова. Он впервые показал оборотную сторону жизни вождя. Были подобные попытки и в советском кинопрокате - когда на экране Ленин по-домашнему обнимал Наденьку. Но без глупостей. Разговоры только о победе мировой революции.
В моменты близости с Евой Гитлер не говорит о геноциде. "Ты хочешь того же, что и все. Фрау Гитлер, сын Гитлер, дочка Гитлер, много маленьких Гитлеров", - кричит Адольф.
Он боится за собственную жизнь, подозревая, что у него рак. Таков, мол, диагноз врачей. И лишь во власти Евы перечить великому фюреру. Она любит его, не задумываясь над тем, что где-то идут войны, прав или виноват ее возлюбленный. В этом суть любящей женщины.
Российская премьера "Молоха" прошла за две недели до открытия Каннского кинофестиваля. "Мы не едем в Канны соревноваться. Нам не с кем соревноваться. И дело не в решении жюри - мы сами себе судьи. "Молох" представляет в Каннах нашу страну, и это самое главное" - таково мнение Александра Сокурова.
Ирина ХАКАМАДА: У меня остались от фильма великолепные впечатления. Неограниченная власть диктатора приводит к тому, что его маразм превращается в государственную политику. Такие фильмы сегодня нужны России. Мы должны подумать о своем будущем.
Борис НЕМЦОВ: Фильм, к великому сожалению, абсолютно политичен, что на Сокурова вообще-то непохоже. Как стало понятно из фильма, фашизм и Гитлер - не такая уж экзотика. На самом деле подобных людей и у нас в России, и во всем мире очень много. В России же иммунитета к фашизму нет. Поэтому она - и это наша общая трагедия - все время находится под угрозой фашизма.
Сергей ШОЛОХОВ, автор и ведущий телевизионного "Тихого дома": Немцы не должны обижаться на эту картину. Мы же не стали бы обижаться, если бы немцы исследовали личность Сталина. И Сталин, и Гитлер перешли национальные границы. Они - порождение коллективного бессознательного. И если это коллективное бессознательное породило такое чудовище, как фашизм, то каждый народ имеет право рассмотреть этот феномен со всех сторон. На мой взгляд, "Молох" - прямой кандидат в Каннах если не на Гран-при, то на приз за лучшую режиссуру.
- Александр Николаевич, вашу картину смотрели в Германии. Какая была реакция у немцев? Вы заранее предполагали, что будут проблемы, связанные с самой темой и героем фильма...
- Реакция непростая. Люди старшего поколения там поняли одну вещь: если на самом деле те, кто находился тогда во главе государства, были вот такие, то кто же мы? Сами они никогда бы не сняли такую картину, они мне об этом не раз говорили. У них вообще нет желания, как у нас, "оживлять" своих былых кумиров, возвращаться бесконечно к собственному прошлому.
Мы своей картиной переводим стрелку в сторону именно такого, очень конкретного разговора, единого для всех: нет Сталина - есть Джугашвили, нет Ленина - есть Ульянов, нет Гитлера - есть Шикльгрубер и так далее. Вождей среди людей нет, есть просто люди, имеющие имя, фамилию, биографию, детство. Вождь - это выдумка самих людей в тех случаях, когда им трудно объяснить исторические процессы. Вождь - это историческое чувство, которое выдумывается и передается множеством людей одному человеку. И, значит, вождь - это мы сами. И Гитлер - никакой не сверхчеловек, не супергерой, это просто человек, который может вам встретиться, когда вы спускаетесь по лестнице.
Картина наша - не о немецком нацизме, фашизме, а о нацизме вообще. И название "Молох" (божество, которому приносили в жертву детей) - это символ глобальной беды, беды исторической безответственности, от которой люди никак не могут избавиться.
Потому и нельзя сказать, что это история Гитлера и Евы Браун. Там есть большие эпизоды, связанные с их отношениями. Но скорее всего - это фильм об атмосфере жизни Гитлера и его ближайшего окружения - людей, которые обладали огромной властью.
- Почему вас и Юрия Арабова, сценариста, вдруг заинтересовал именно Гитлер?
- Это замысел еще вгиковских времен, я просто долго шел к нему. На экране Гитлер такой, каким его никогда не видели. Это не тот примитивный идиот, который очень часто кочует из фильма в фильм. Потому что, если следовать этой позиции, тогда непонятно, почему весь мир стал перед ним на колени и такой кровью досталась победа над ним.
- Картина очень соотносится с сегодняшним днем...
- Мы живем во времена, когда историческая ответственность никак не персонифицирована, и в этом главное отличие от эпохи, скажем, Шекспира. Нет проблемы исторической вины. Никто ни за что не отвечает.
- Будет ли прокат в России этой картины?
- Пока у нас одна копия, да и если вспомнить предыдущую картину "Мать и сын", то там ситуация до сих пор в этом плане мертвая. Нужна серьезная работа по продвижению картины у нас сегодня, а это требует больших денег. У нас их нет. И не может быть. Но меня это и не очень беспокоит. Я не большой сторонник широкого ее проката.