У РУСТАМА на руках порезы. Поперечные и, кажется, не очень глубокие. "Вены, что ли, вскрывал? - интересуюсь я. - Так вдоль надо было резать, а не поперек". - "Ты думаешь, я совсем "крэйзи"? Это я специально проволокой поцарапал. В военкомате врачиха мне "втирает": "Ты че, типа того, что самоубийством хотел покончить?" А я ей: "Да нет, это меточки у меня такие". - "Какие такие меточки?" - "А чтобы видеть, куда потом топориком бить..."
ПАЦИФИЗМ БЕЗ "МОЗГОВ"
РУСТАМ называет себя "идейным косяком". Студент МГУ, между прочим. Он не в меру волосат и, похоже, всегда нетрезв. "Это то, что надо, - утверждает он. - Психи (психиатры. - Д. П.) из военкомата, когда меня видят, сразу секут: этого - в клинику. А что они еще могут сделать? Почему, говорят, волосатый? А я им: прическу себе еще не подобрал. - А кем быть хочешь? - Президентом. - Зачем? - А чтоб японцам острова ихние отдать. Я ж, говорю, японский шпион, разве по мне не видно?"
Рустам провел в психушках восемь месяцев. Считает, что вполне заслужил "белый" билет: в отличие от тех пацанов, которые просто боятся служить и косят абы как, Рустам имеет свою философию и косит "идейно". Его философия - не какой-то там банальный пацифизм... "Почему Христос говорил: ударят тебя по правой щеке - подставь левую? А потому что это единственный способ образумить морального урода. Когда ты своим примером показываешь, как надо жить, это впечатляет. - Рустам откупоривает очередную бутылку пива и настолько близко наклоняется ко мне, что становится тяжело дышать. - Понимаешь, мир находится в состоянии войны, и, чтобы эту войну прекратить, надо просто пойти и сдаться врагу. Вот так. Нужно делать все, чтобы ослабить оборону своей страны. Я знаю: кому-то хочется набить мне морду за такие слова, но пойми: патриотизм - это лажа, его люди сами себе придумали".
А тех парней, которые боятся служить, Рустам называет "мозгами". "Непонятно, что у них в мозгах находится, - поясняет он. - Слушай, а может, у них и нет мозгов вовсе? Они не знают даже, кто такой Гребенщиков. Чего с них возьмешь?"
"Мозги" косят топорно: проглотил лезвие - и к врачу. Посмотрите, дескать, чего у меня там. А Рустам... Впрочем, про острова вы сами слышали.
ДВАЖДЫ ПРИЗВАННЫЙ
КОСИТЬ от армии у нас проще простого (примечание: если б соблюдались законы). Когда человек отказывается служить, этого уже достаточно, чтобы отправить его на обследование. И психиатры, как все врачи, обязаны помогать любому. "Зачем вы имитируете заболевание? - говорят они иногда призывникам. - Скажите, что просто не хотите служить, и все. Мы сами пойдем вам навстречу". Например, если накануне медкомиссии вы всю ночь не спали от волнения или жалуетесь на страхи, вас обязаны направить в стационар. Почему же этого не происходит (пять минут в военкомате побеседовали, и вперед - на стражу Отечества)? Да потому, что у военных медиков цели иные: побольше народу загрести. И все рассказы о бессонной ночи для них - пустой звук.
Здесь дело до абсурда может дойти. В Независимой психиатрической ассоциации рассказывают историю о молодом человеке, которого дважды призывали в армию, несмотря на то что он был психически непригоден: родовая травма, высокая утомляемость, головные боли, агрессия и т. д. Но он сам вызвался служить (хотелось поскорее из дома свалить) и в военкомате обо всем этом умолчал, а медкомиссия тому и рада - все симптомы проигнорировала. В итоге, отслужив полгода, парень попал в госпиталь по "психической" статье. Был комиссован, уехал домой. А к следующему призыву - глядь, новая повестка в почтовом ящике лежит: прибыть для прохождения... Чудеса в решете. Ну он и прибыл, только пройти не успел. Сейчас лежит в госпитале Бурденко - история повторилась.
СТРЕСС ДЛИНОЙ В ДВА ГОДА
ПСИХИАТР Любовь Виноградова утверждает, что, если человек имитирует душевное заболевание, его уже нельзя считать психически здоровым (есть даже такой термин: "сюр-симуляция" - симуляция душевнобольного). Нормальный человек не пойдет на это хотя бы потому, что в глазах общественности психическая болезнь - тяжкое клеймо.
О чем психиатр в военкомате беседует с призывником? "Обращались ли раньше?", "Как учились в школе?", "Какие отношения со сверстниками, есть ли проблемы в общении?" И наврать здесь, разумеется, можно с три короба.
Собственно, сама служба - это такой длительный стресс, когда и со здоровым пацаном может произойти все что угодно. Причем чем ближе к концу, тем опасней. Как говорится, ноги ломают на пороге собственного дома. За два месяца до дембеля парень срывается и расстреливает весь караул - сколько раз такое бывало. Вообще же считается, что 20% отслуживших нуждаются в психологической реабилитации. И проблема тут, конечно, не в людях (такие, как Рустам, не в счет), а в самой армии. Будь там нормальные, человеческие условия, армейскую службу даже можно было бы рекомендовать тем, кто страдает психопатией и другими отклонениями в характере. Жестко регламентированный день - хорошая терапия для таких людей.