Примерное время чтения: 5 минут
170

Камчатка: трясет и штормит

ИЗ ДНЕВНИКА очевидца, охотника Николая ИГНАТЕНКО:

"25 февраля. Проснулся вулкан Безымянный! До него от меня километров 70, а до ближайшего поселка - 10. Я добрел до поселка. Старик хозяин покачал головой: "Повезло тебе, паря, что Безымянный не проснулся в таком настрое, как в 55-м. У нас тогда год серо-черный снегопад шел, пепел с вулкана падал".

1 марта. Только приехал домой, гость нагрянул. "Принимай, - говорит, - сухопутного моряка. Наш "Кондовый" утонул!" Оказывается, пока я удирал от проснувшегося вулкана, тихоня океан сорвал рыболовецкий сейнер с якоря и выбросил, как щепку, на камни у мыса Чугунный.

2 марта. Дали свет, заговорило радио: "Мазут на исходе, дизельные станции будут вырабатывать свет всего 6 часов в сутки". Но у нас еще жить можно, не то что в других поселках. В Октябрьском кончился уголь, тысяча человек уже 2 недели сидит без света, без тепла, воды, канализации. А в Усть-Камчатске 7 тысяч взрослых и 2 тысячи детей зимуют у "буржуек", теплотрасса не работала и дня с начала сезона.

3 марта. Сегодня объявили лавинную опасность. На сопках, как белые флаги, повисли снега.

4 марта. Я проснулся от непривычной, какой-то ватной тишины. Вдруг понял: окно слепое. Его залепило, законопатило снегом. Да, но это ведь на втором этаже, а что же на первом? Сосед снизу налегал плечом на входную дверь, она не поддавалась - видно, на крыльце намело. Мы поднатужились вдвоем, раздался скрип, треск - дверь сорвалась с вывороченных петель и почти вертикально легла на сугроб.

5 марта. Ветер не утихает, снег идет не переставая. Замело все дороги. Объявлен режим "чрезвычайной ситуации". Семи населенным пунктам в Елизовском, Усть-Большерецком и Мильковском районах "повезло" особенно.

6 марта. Отдал соседке сухое молоко, у нее орава ребятишек, мал мала меньше.

7 марта. Замигал свет, ожило радио, дикторша бодрым голосом объявила: на основных автомагистралях организовано однорядное движение, расчистка дорог продолжается. Лежу, сна ни в одном глазу - опять толчок. Еще. Это не сон. Это землетрясение.

8 марта. Утро принесло с собой две новости. Первая: были подземные толчки в 3,5 балла. Вторая новость: в отдельные населенные пункты уже повезли продовольствие и медикаменты. Возле нашего дома сугробы по обе стороны подъезда уже метра в два высотой. Стоишь - над головой ветер свищет, метель метет... Под вечер мы, все восемь квартир, решили объединиться, собрали праздничный стол - как-никак 8 Марта. Только откупорили бутылку - звон бокалов. Сосед рукой машет: "Ладно, лей, там, в преисподней, тоже выпить хотят!" А тут как опять тряхнет! Похоже, океан не шутит, баллов 6 на воде будет. Опять толчок. Еще посильнее. Бокалы - на пол. Сосед чуть не плачет: "Говорил вам, давайте выпьем, а вы - потом, потом..."

9 марта. Среди ночи завыли сирены. Они действуют на нервы больше, чем подземные толчки. Для Северо-Курильского района объявили цунами-тревогу.

10 марта. Океан ослабел. Волны с каким-то странным всхлипом отхлынули от берега. Цунами-тревогу отменили.

11 марта. Снова рокот. Он усиливается, нарастает. Что это? На волну непохоже, да и почему молчат сирены? Господи, да это же к нам торят дорогу!

12 марта. Смешно, но я, пятидесятилетний мужик, не признающий никаких занятий, кроме охоты, пока мы тут сидели, занесенные снегом, у соседа напротив книжки повадился брать. И вычитал у Иммануила Канта: "Страна может избавиться от сильных землетрясений, когда по соседству начинает действовать вулкан". А у нас - пожалуйста. И циклон, и вулкан, и цунами, и землетрясение. Все здесь и все сразу. Вот что значит Камчатка - ни один великий философ с ней не разберется. Да и что разбираться? Надо просто почувствовать снежно-солоноватый вкус жизни здесь".

Начальник Камчатской поисково-спасательной станции А. БЕРЗИН: "Сейчас чувствуются только мелкие толчки, оперативная группа следит за обстановкой. Собственно говоря, ничего чрезвычайного на Камчатке не происходит. Обычная жизнь. Снега только привалило больше, чем в прошлом году. Но это скорее совпадение, чем закономерность. За все эти "горячие" деньки работы у спасателей не прибавилось. Один охотник только во время пурги заблудился".

Директор Института вулканологии Дальневосточного отделения РАН академик С. ФЕДОРОВ: "Вероятность новых сильных землетрясений в том же эпицентре незначительна. Тектоническая энергия разрядилась Камчатским землетрясением 1952 года, и до настоящего времени сейсмический потенциал полностью не восстановился. Но это не меняет существующей долгосрочной оценки сейсмической опасности, связанной с возможным сильным землетрясением в Авачинском заливе, ближе к Петропавловску-Камчатскому".

Председатель Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений и оценке сейсмической опасности член-корр. РАН А. НИКОЛАЕВ: "Происшедшие события указывают на продолжающееся повышение общей сейсмичности земного шара. Все дело в глобальных причинах, которые еще только предстоит изучить".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно