Примерное время чтения: 10 минут
100

Ю. Лужков: "Я готов на компромиссы"

О вреде "арбузной корки"

- Я прочитал вашу новую книжку "Российские "законы Паркинсона". В юмористическом ключе изложено философское содержание, где раскрываются какие-то общие принципы развития России. Но, согласитесь, Москва - большое исключение из российских правил.

- Абсолютно согласен. Москва в выборный период показала, что имеет самостоятельное мышление, самостоятельно принимает решения, оценивает те или иные события, информацию. Не поддается общему психозу, навязыванию мнений, позиций. И в этом плане очень радикально отличается от России.

- Есть постулат о роли личности в истории. Сначала мы ему заметно поклонялись. Позднее, в 60-х, стали отвергать: коллектив, массовость и т. д. Теперь вновь начали задумываться, что личность все-таки имеет значение. Не будь в Москве Лужкова, все могло бы пойти совершенно по-другому. Я говорю это к тому, что буду вас сегодня критиковать.

- Сейчас это стало модно.

- Москва - это интеллектуальная элита страны, финансы, экономика, ВПК. А если еще приплюсовать и область, где к власти пришел ваш человек - Б. Громов, получается, вы - мощнейшая фигура. Фактически второй человек в государстве.

- Я никогда не думаю об этом.

- Речь не о величии, а об ответственности. В силу географического и ментального положения столицы.

Вы, наверное, страшно расстроились, что получили 70% на выборах, а не больше?

- Очень благодарен москвичам за 70%, поскольку все делалось, чтобы подорвать доверие ко мне. Мало того, мне удалось еще и окружить Москву Московской областью. А в отношении второго человека в государстве - это вы оставьте. Мы уже его выбрали открытым голосованием

- Селезнева.

- Геннадий Николаевич выбран пока лишь определенной частью депутатов Думы. Его соперник Евгений Примаков до последнего времени считался претендентом на высшие должности. Но Кремль его, похоже, недолюбливает.

- Я спокойно оцениваю мощную личность Примакова. Уважаю и вижу его многочисленные достоинства. Он гораздо сильнее, чем Лужков, в плане дипломатии...

- Я с ним общаюсь как журналист. Его "арбузная корка" - отношения с прессой. У него какая-то мания преследования со стороны СМИ. Все знают о том, что он собирает о себе отзывы, читает их, обращает на них внимание. Для политика - это минус. Пресса - часть государственного механизма, и ты должен с этим считаться. Если ты это не принимаешь, то иди в другое место.

- Согласен только с одним. Примаков действительно реагирует на негативную по отношению к нему прессу. Он и обязан реагировать на ту гадость и клевету, что говорилась в его адрес на ОРТ.

- Если бы Клинтон так реагировал на скандал с Моникой Левински, он бы просто не выжил, не остался президентом. Когда надо - просил прощения, когда надо - молчал. Там сыграла команда.

Да и не ваше это дело - реагировать на каждый "чих". Но около вас нет профессиональной команды.

- Ястржембский - профессионал...

- Говорят, его любовь к Кремлю не угасла в период работы у вас. О нем почти не было слышно.

Такое впечатление, что он и не работал.

- Вы даете резкие определения.

- От желания предостеречь. Любой житель Москвы заинтересован в вас. И вы должны быть более изощренным, точным.

- Я согласен. Но хочу сказать, возвращаясь к Примакову, что ситуация такая: садишься играть со своим противником в шахматы. Глядишь на фигуры, все кажется нормальным. Правда, вместо слонов есть и "казачки". И вдруг сзади кто-то подходит - и вместо победы ты получаешь дубиной по голове.

- Это называется "новые выборные технологии". Которые недопустимы.

- Но они допустимы у нас.

- Вы очень сильно проигрываете в пропаганде. А пропагандировать есть что.

- Будем выигрывать. Я с вами согласен. Информационная составляющая у нас есть, работает пресс-центр.

- А что все-таки произошло с Ястржембским?

- Некоторые вещи я бы не хотел комментировать. Не хочу его обижать. Но появился он у нас при ясной ситуации. Его изгнали из Кремля.

- По "вашей" причине?

- Тем более по моей причине. Здесь есть и моральный момент. Если из-за меня человека лишают перспективного места, у меня возникает за него ответственность. И второе, то, о чем вы говорите. Идеологическое, пропагандистское начало в правительстве Москвы несильно. Эти два момента и совместились в приглашении Ястржембского. Для того чтобы решать вопросы информационно-политического обеспечения. Он начал активно. У него неплохо получались контакты с зарубежными нашими коллегами. А потом началась избирательная кампания.

- Он, видимо, не справился.

- Он охотно пошел на роль главного пиарщика. А потом о борт нашего корабля стали ударяться мощные волны клеветы. Может быть, это и повлияло на него, трудно сказать. Но активность с его стороны была снижена. Несколько интеллектуальных баталий он просто проиграл. Скажем, в разговоре с Шабдурасуловым на НТВ - явный проигрыш. Ястржембский был не похож на себя. Обычно он очень телегеничен, умен, может мгновенно отреагировать на ситуацию. А тут практически потух. Я несколько раз делал ему замечания. И Евгений Максимович высказывал ему свои претензии. В целом информационная кампания со стороны нашего штаба, мягко говоря, не была победоносной.

Проснуться порядочным

- Сложилась парадоксальная ситуация. Благодаря атаке ОРТ вы стали хорошо известны всей стране. Теперь можно было бы умело воспользоваться такой ситуацией. Но сделать это могут только профессионалы.

- Для этого нужно быть бесконечно наглым человеком. Я могу сказать о себе, что 20 декабря после тех тяжелых выборов проснулся порядочным человеком. Чего не имеют права сказать многие - всякие Доренки, Березовские, тот же Павловский. Я категорически возражаю против того, что нужно набрать команду, которая была бы еще более изощренной.

- Вы не совсем правильно меня поняли. Нужна команда людей, которая бы профессионально работала на "вашем поле". Мне кажется, что на самом деле Кремль хочет с вами дружить, правда, на своих условиях. А вы?

- Есть проблемы, мимо которых не должен проходить ни один политик, ни один человек, который внес какой-либо вклад в современное состояние общества.

Крупные мелочи

- Я Путина знаю намного меньше, чем его предшественников. Наверное, и вы его не очень хорошо знаете. Но стоит ли бежать впереди всех и приклеивать ярлыки? Давайте узнаем. У меня есть сведения, что Кремль заинтересован поддерживать с вами отношения, вести полезный диалог.

- Сейчас в стране сформировался в околоправящей элите общества мощный слой, который не заинтересован в спокойном развитии страны. Кто сегодня заинтересован в том, чтобы наше государство спокойно развивалось? Не хочу рисоваться, но это - Лужков. Я заинтересован, чтобы в России было спокойно, знаю, как в спокойной обстановке решать проблемы города, нашего взаимодействия с регионами России. Хочу спокойной жизни, не для себя, для города. Чтобы моя интенсивная работа давала максимальный результат. Но ведь есть люди, которые этого не хотят. Все те, кто участвовал в предвыборных интригах, в этих разводках, они же заработали колоссальные деньги. Если не будет враждебных политических групп - этим людям нечего будет делать.

Или еще. Есть новый капитализм, который тоже хочет спокойной жизни. Это руководители и владельцы предприятий, им не нужна заваруха. Нефтяникам и газовикам эта заваруха тоже не нужна. Но опять я вспоминаю деятеля сатанинского типа - Березовского. Если в России будет спокойная жизнь, ему здесь нечего будет делать. Им же сразу и займутся. Сегодня он развел такой ажиотаж в политическом плане, что уже все забыли про AVVA, про Аэрофлот. Является ли Березовский единичным, по существу определяющим весь этот клан людей, не желающих спокойствия? Нет.

- Констатация факта - это еще не есть забота. Ну что, в этой ситуации еще бочку керосина подольем? Березовский в какой-то степени игрок, надо понимать его идеологию. Это человек, который ходит по острию бритвы и без этого адреналина жить не может. Как этот адреналин загасить? Никакими проповедями вы не сможете идти против этой силы. Значит, вы как второй человек государства должны объединиться с первым человеком государства. Остальные прибегут сами.

- Надо убедиться в том, что премьер этого хочет. Внутренне я готов на любой компромисс, я человек компромисса, лоялен во взаимоотношениях. Но речь идет не о стиле и методах работы, речь идет о моей реакции.

- Не царское дело, как говорили Борису Ельцину, реагировать на всякие мелочи.

- Есть мелочи, на которые не нужно обращать внимания, а есть вещи принципиальные. Почему мы так "заострились" на Государственной Думе? Что нас объединяет с СПС, "Яблоком"? Борьба за демократические принципы работы Думы. Доренко говорил о карликах, но карлики-то представляют 30% населения России. И если власть игнорирует представителей этой части российского общества, то это трагедия власти!

Нигде такого нет, только у нас так получилось благодаря абсурдному и вульгарному поведению коммунистов и "Единства". Я вижу, что делается в стране. Две московские радиостанции закрыли, у ТВЦ готовятся отобрать лицензию. На "Маяке" поставили новое руководство, собрали сотрудников и заявили, чтобы фамилия Лужков в программах не звучала.

Делегированием Ястржембского в Чечню вводится цензура на информацию по войне. Это осуществляется при нынешнем руководстве. А я должен с ласковой улыбочкой пропускать эти факты? Разве мне позволено пройти мимо этого и не высказать своего отношения!

- А вы не пробовали отделять информацию - то, что идет непосредственно от Путина, а что идет от окружения, чтобы угодить хозяину? Спеша всему миру объявить, что такие-то и такие-то радиостанции закрыты, не делаете ли вы неправильные выводы?

- Но это факты. Если мы признаем эти факты, то должны задать еще один вопрос: вам понравилось то, что произошло в Госдуме? Открытое голосование по Селезневу, узурпация комитетов.

- Безусловно, узурпация комитетов - это плохо, открытое голосование - безальтернативно. Но если вдруг все другие кандидаты уходят, как голосовать по-другому? В Кремле нашим корреспондентам объяснили, что они просто боятся альянса коммунистов с Примаковым.

Поэтому "Единство" схитрило, на какой-то момент объединившись с коммунистами. Это было

очевидно с первых же минут.

- Но вернемся к самой сложной составляющей. Если говорить о Путине. Я вижу его благожелательное отношение. Конечно, это приятно и настраивает на взаимность. Я, как видите, не являюсь его конкурентом. И не хочу туда лезть. Не являюсь сейчас и не собираюсь являться каким-то оппонентом Путина на президентских выборах. Но меня очень волнует, какой будет Россия при Путине.

- Он тоже изучает вас. Вы привели такую мощнейшую столицу в хорошее состояние. Мне кажется, вы не должны строить окопы, вы должны помогать. И тогда люди увидят: Путин и Лужков гнут в правильную сторону.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно