С ПЕРВЫМ заместителем председателя Центрального банка России Сергеем АЛЕКСАШЕНКО беседуют корреспонденты "АиФ" Татьяна КОРОСТИКОВА и Дмитрий МАКАРОВ.
- После 17 августа рухнули десятки российских банков. Вся наша банковская система вошла в состояние паралича. Что может сделать Центробанк в этой ситуации?
- Перед Центробанком сейчас стоят 3 основные проблемы: денежная политика и перспективы рубля, банковская система и то, как она функционирует, и, наконец, вклады населения.
- Если банк попадает в состояние неплатежеспособности, если у него нет денег и это надолго, то здесь ему никто не поможет. Другое дело - банковская система. Ее действительно нужно спасать. И начали мы с Московского региона, где сосредоточены крупнейшие банки страны.
- С прошлой пятницы мы запустили систему оптимизации, систему клиринговых зачетов, когда все платежные обязательства московских банков утрясаются, утрамбовываются, чтобы в комплексе обрабатывалось максимальное число документов. И в ту же пятницу число обработанных документов было в 2 раза больше, чем в предыдущие дни. Сумма прошедших платежей увеличилась на 40%. - Когда полностью восстановится нормальное прохождение расчетных документов?
- Когда клиенты банков начнут требовать от них нормальной дисциплины.
- Как мог в одночасье закачаться такой монстр, как СБС-АГРО? Утверждают, что его просто хочет поглотить Сбербанк, поскольку у СБС разветвленная сеть филиалов.
- Давайте начнем с конца. СБС действительно по количеству вкладчиков второй после Сбербанка. Но в поглощении его Сбербанком Центробанк никак не заинтересован. Наоборот, мы заинтересованы, чтобы у Сбербанка были конкуренты, которые бы заставили его улучшить
обслуживание клиентов. Только конкуренция может заставить повысить качество работы банков.
Теперь о том, почему СБС "просел". Очень большая сумма средств была вложена в российские валютные ценные бумаги, которые обращались на западном рынке. По нашим оценкам, СБС-АГРО имел портфель российских ценных бумаг не меньше, а может, и больше, чем у таких банковских монстров, как "Мэрил Линч", "Соломон Бразерс", "Чейз Манхэттен". Но у этих монстров российские ценные бумаги составляли лишь один-два процента от их активов. А для СБС, чей капитал гораздо меньше, это огромная сумма. Когда в 1996-1997 гг. цены на них росли, банк получал прибыль. А на падении цен на эти бумаги банк фактически потерял весь свой капитал. Вот и вся история.
- Смоленский говорит, что введение госуправления неэффективно, ничего не даст.
- Самая главная задача, которую ставит перед собой ЦБ, - защитить интересы вкладчиков. 25 млн. человек, доверивших свои деньги СБС, - это шестая часть населения России. На наш взгляд, лучший путь - это сотрудничество с акционерами, с владельцами СБС. Мы пытались найти компромисс, чтобы вместе с ними спасти ситуацию в банке. Но они отказались. И у нас не осталось другого выхода, как ввести госуправление.
- Чего ждать вкладчикам?
- Первое - принятия законопроекта об СБС. Если в Думе он пройдет быстро, есть шанс, что деятельность банка будет восстановлена. Если закон отвергнут или затянут его принятие, то ЦБ придется этот банк ликвидировать. В этом случае вклады из СБС передадут в Сбербанк. Потребуется 1,5-2 месяца для передачи дел. В СБС много валютных вкладов. Я думаю, что Сбербанк поступит правильно, если возьмет эти вклады в рублевой оценке по состоянию на дату введения временной администрации, то есть 7 руб. 80 коп. за доллар. Конечно, люди потеряют на росте курса доллара, но альтернатива этому - потеря всего. Ведь если банк ликвидируется, вкладчики создают общество кредиторов. Активы СБС продаются с торгов, после чего вкладчики получают свои 15 или 20 коп. на рубль. Или 10. Сколько получится. При быстрой ликвидации банка они получат еще меньше.
- То есть ни на что хорошее надеяться не стоит?
- Для вкладчиков выгодно, чтобы банк сохранил самостоятельность - под госуправлением или как угодно. Тогда валютные вклады останутся валютными вкладами и постепенно будут выданы вкладчикам... Так что все сейчас зависит от Думы.
- А как же стопроцентная гарантия сохранности вкладов, в которой руководство страны заверяет нас с экранов TВ?
- Говорить, что всем все всегда будет гарантировано, - это неправда. Всегда можно объяснить потом, что ваша гарантия была неполной.
- Что делает ЦБ для спасения вкладчиков других банков?
- Мы объявили, что готовы предоставить гарантию вкладчикам других банков также через Сбербанк. Но пока что хозяева банков не горят желанием заключить соглашение со Сбербанком. Пусть сами вкладчики требуют этого у руководства своих банков. Но мы не можем никому гарантировать сумасшедшие проценты, которые им обещали банки. И вешать это на Сбербанк.
- Каков будет курс доллара, если все удастся, как вы задумали?
- Если все удастся, как задумали, если получится проводить денежную политику в том сценарии, который мы называем оптимистическим, то курс доллара будет ниже, чем сегодня. 9 руб. 33 коп. - это слишком дорого.
- Насколько верны слухи о фиксированном курсе рубля и запрете на хождение валюты?
- Все запреты действенны, когда вы можете проконтролировать их исполнение. Но как мы можем запретить хождение доллара? Это то же самое, что приказать солнцу вставать на западе.